В этом году мы на страницах Craftkino немало времени посвятили рассмотрению особенностей голливудской системы производства с точки зрения противостояния труда и капитала, а также в отношении тех, кто принимает там решения в наши дни. Но мы делали это все не только из праздного любопытства. Интересно было понять, как столь достопочтенные персонажи, как Боб Айгер (глава Disney) или Дэйв Заслав (глава Warner Bros.) сумели довести фабрику грёз до крупнейшей совместной стачки за последние 63 года, и как сама забастовка в Голливуде отличалась от героических боев кинематографистов 30-40-х годов.

С момента завершения драматичных событий прошел уже год, поэтому мы говорим о том, с чего началась и чем закончилась голливудская забастовка 2023-го года.
Артист и сценарист, бросай работу!
Многие издания написали много слов о причинах забастовки и предшествующих ей событиях, поэтому мы постараемся кратко суммировать информацию без лишних деталей. Всё началось прошлой весной, когда гильдия сценаристов США (WGA) вела переговоры с ассоциацией американских продюсеров (AMPTP) по поводу повышения гонораров, увеличения прозрачности при отчислениях за стриминговые показы и ограничения использования искусственного интеллекта при разработке сценариев. Переговоры закончились провалом, и 2 мая 2023-го года гильдия сценаристов под руководством Мередит Стим («Мост») начала забастовку, о чем и известила ассоциацию продюсеров под руководством Кэрол Ломбардини (эта женщина кинематографических проектов за собой не имеет). К середине июня разработка многих проектов приостановилась, т.к. сценаристы перестали работать над драматургическим материалом к ним.



А уже в июле против AMPTP открылся второй фронт: не договорившись о повышении ставок и выставив похожие требования в отношении ИИ, стачку начала гильдия актеров США (SAG-AFTRA) под руководством Френ Дрешер («Лихорадка субботнего вечера»). Совместно сценаристы и актеры не бастовали 63 года. Таким образом, голливудские воротилы остались и без авторов, и без исполнителей. Причем гильдия актеров также запрещала своим членам участвовать в маркетинговых кампаниях и PR-мероприятиях для фильмов. Под удар попало создание крупных блокбастеров вроде «Гладиатора-2», «Дэдпула-3» и «Миссия невыполнима: Финальная расплата» (она же «Миссия невыполнима-8»). Повисла в воздухе работа над известными сериалами, вроде 2-го сезона «Одни из нас». Разумеется, масса других проектов тоже заморозилась.

И, несмотря на то, что экономика штата Калифорния ввиду двойной забастовки теряла по 30 млн. $ ежедневно, воротилы американского кинобизнеса сохраняли стоическое спокойствие. Разве что главные хедлайнеры мейджоров позволяли себе выражать, в лучших традициях современной политики, серьезную обеспокоенность. Так, Боб Айгер заявил в интервью CNBC:
«Это худший момент для протеста в истории. <…> Ожидания актёров от результатов протеста не имеют ничего общего с реальностью. Они лишь добавляют новые проблемы к череде трудностей, с которыми уже сталкивается кинобизнес. А это, откровенно говоря, весьма разрушительно для всей индустрии».
Многим бросилось в глаза, что на неудачность момента и проблемы индустрии жалуется человек, который уже к середине 2023-го года получил доход в размере 15 млн. $ (примерно по 535000$ за неделю, что в 72 раза больше средней ставки голливудского сценариста). Бастующие не затягивали с ответной любезностью. Френ Дрешер дала довольно прямолинейную характеристику президенту «Мышиного дома»:
“Заприте его где-нибудь… Потому как слишком очевидно, что он не имеет никакого понятия о том, что на самом деле происходит на местах с теми трудолюбивыми людьми, которые и близко не зарабатывающими тех денег, что получает он. Семизначные, восьмизначные суммы — такие сумасшедшие деньги они [боссы — прим. Craftkino] зарабатывают, и им плевать, что они выглядят, как средневековые лендлорды».
Впрочем, студийные функционеры извергали из себя не только скорбные причитания.
Кинокапитал показывает зубы
Боссы на то и боссы, чтобы бережно охранять свои капиталы. И неважно, идет ли речь о главе нефтяной компании, сталелитейного завода или кинематографической фабрики. Поэтому реакиця на объявление забастовки в целом у Айгера, Заслава и их друзей была предсказуемая: уступок не будет.

Ассоциация кинопродюсеров вполне рационально рассудила, что у всех студий, вместе взятых, ресурсов больше, чем у профсоюзов сценаристов и актеров, потому можно просто затянуть мероприятие настолько, чтобы противник просто не мог продолжать сопротивление из-за полного истощения (вполне в духе военной тактики). Один из представителей AMPTP в беседе с изданием Deadline, на правах анонима, простодушно заявил:
«Цель заключается в том, чтобы затянуть всё это до тех пор, пока у членов профсоюза не начнут заканчиваться деньги на то, чтобы заплатить за квартиру».
В той же публикации журнал процитировал и другого анонимного продюсера, назвавшего подобный подход к урегулированию конфликта со стороны студий «жестоким, но неизбежным злом«. Характерно, что подобные комментарии давались анонимно.
На эти тезисы весьма эмоционально отреагировал актер Рон Перлман («Хэллбой»). Сквозь ругательства он намекнул, что с такими предложениями продюсеры ненароком тоже могут лишиться своих домов, потому что актеры знают, где эти воротилы живут.
Правда, чуть позже Перлман сильно смягчил риторику и сослася на то, что очень уж разнервничался от заявлений AMPTP. Актер даже нарисовал утопическую картину единства труда и капитала, как он себе ее представляет в рамках кинобизнеса:
«Мы должны любить, уважать друг друга и отказаться от всех этих поз, которые, по вашему мнению, должны показывать, будто вы лучше нас, сильнее нас и могущественнее нас — не нужно нам на это указывать. Вам стоит обнять и поблагодарить нас, а затем, если вы добьетесь огромного успеха из-за продажи чего-то, что нашло многомиллионый отклик, мы должны присоединиться друг к другу [надо полагать, в этом успехе — прим. Craftkino]».
Между прочим, позиция ассоциации продюсеров в этом отношении почти полностью копирует позицию Луи Майера из Золотой эпохи Голливуда. Он также грозился закрыть студию и уверял, что продержистя хоть год, хоть два со своими запасами, в то время как актеры, сценаристы и режиссеры будут нищать и голодать.
Но неужели действительно речь может идти о столь остром столкновении? В конце концов, это же кино, а не резня в Мэтуоне!
Гильдии и классы
С определенной точки зрения вся эта забастовка может выглядеть мелкобуржуазным протестом. Ведь выступают не какие-то рядовые американские трудящиеся, а представители кинематографической отрасли, которая в США традиционно получает очень неплохо даже в настоящий момент: при средней зарплате $1028 по Соединенным Штатам в неделю, сценарист получает в среднем $7412 (по подсчетам издания Variety), и даже минимальная ставка составляет солидные $4546. Однако у актеров дела несколько хуже, и кроме Тома Круза или Харрисона Форда, которые могут получить по несколько десятков миллионов долларов за одну картину, в Америке живут тысячи артистов, имеющих куда более скромные доходы: так, средняя недельная зарплата актера в Калифорнии к осени 2023-го года составляла $1319, т.е. немногим больше, чем оклад рядового американского работника. А с постановщиками дела обстоят еще хуже, т.к. на тот же период средняя зарплата режиссера (в эту статистику входят также вторрежи и помрежи) по некоторым данным составляла аж $929! Немного меньше, чем 100 млн. Кристофера Нолана, полученные им за «Оппенгеймера«, не правда ли?

Очевидно, что в каждой отдельно взятой кинематографической гильдии Голливуда существует свое классовое расслоение. И то, что для одних представляет собой борьбу за еще больший кусок пирога, для других является вопросом реальной борьбы за существование. Более того, для разных социальных групп внутри этих профессий забастовка даже с бытовой точки зрения выглядела по-разному. Супер-звезды могли позволить себе не работать в течение нескольких месяцев, потому что в их распоряжении есть большие финансовые накопления, но для многих рядовых членов гильдий забастовка, которая длилась бы слишком долго, означала бы прямой удар по благосостоянию. К тому же, остановка производства означала прекращение работы не только для бастующих гильдий: ведь если не работают сценаристы и актеры, то вместе с ними не работают также декораторы, гримеры, операторы и т.д.

Дженнифер Хорхе, глава социальной службы при Фонде кино и телевидения (MPTF) сообщала о сотнях звонков, поступавших к ним на линию с просьбой о помощи от различных кинематографистов: у кого-то срывались платежи по ипотеке или даже возникал реальный риск выселения из квартиры; у кого-то могли конфисковать автомобиль за неуплату (учитывая, что в Соединенных Штатах серьезные проблемы с общественным транспортом, это превращается в довольно ощутимую неприятность); кому-то даже сложно стало кормить свои семьи. Этой и другим благотворительным организациям США и Канады, занимающимся помощью творческим работникам, пришлось выделить несколько млн. $ в виде поддерживающих пособий в период, когда бушевала забастовка в Голливуде. А для кого-то сложившиеся обстоятельства стали столь тяжелым испытанием, что их психика не выдержала: тут приходится вспомнить историю ассистента режиссера Джо Буфалино, впавшего в депрессию на фоне длительного перерыва в работе и покончившего с собой. Очевидно, когда голливудские бонзы цинично делились планами подождать, пока у бастующих не начнут конфисковывать имущество, они имели в виду как раз таких кинематографистов. Едва ли Роберта Дауни-младшего бы выселили из квартиры. Т.е. предполагалось, что «кровь» прольется именно со стороны малообеспеченных представителей профессии — и именно они должны были оплатить тот или иной исход.

Впрочем, отдельные представители богатейшей прослойки калифорнийской творческой интеллигенции вели себя настолько достойно, насколько это было возможно в их положении. Джордж Клуни, Мэрил Стрип, Мэтт Дэймон, Дуэйн Джонсон, Леонардо Ди Каприо, Арнольд Шварценеггер, Николь Кидман, Джулия Робертс, Хью Джекман, Бен Аффлек, Дженнифер Лопес, Райан Рэйнольдс и некоторые другие пожертвовали по 1 млн. $ (собрав, в итоге, около 15-ти) для помощи менее богатым бастующим.

Мэрил Стрип сказала по этому поводу:
«Я помню те дни, когда работала официанткой, уборщицей, машинисткой, и даже время, проведенное в очереди за пособием по безработице. В условиях нынешней забастовки мне повезло, что я могу поддержать тех, кто будет бороться в долгой борьбе против Голиафа».
Но нашлись и свои штрейкбрехеры. Так, актер Стивен Амелл, известный по сериалам «Стрела» и «Хилы» осудил забастовку, назвав ее ошибкой, а такой метод борьбы «упрощенной тактикой ведения переговоров«.

Впрочем, позиция Амелла стала очень редким исключением.
Солидарность
Для любой социальной борьбы необходима солидарность, коллективное действие. И для забастовок это правило не менее актуально, чем для любой другой формы сопротивления. Забастовка в Голливуде в 2023-м сумела достичь этой солидарности лишь до известной степени.
Гильдия аниматоров (TAG), героическую борьбу которой мы рассматривали в одной из предыдущих статей, в этот раз сохранила нейтралитет, хотя на словах и выразила умеренную поддержку:
«Большинство работ по написанию анимационных сценариев в округе Лос-Анджелес выполняются в рамках соглашений The Animation Guild, IATSE Local 839. Эти контракты являются отдельными от контракта WGA. Если вы работаете по контракту TAG, вы можете продолжать работать. <…> Это ваше личное решение, пересекать ли линию пикета или соблюдать ее. Уважение линии пикета показывает вашу поддержку авторам WGA, их профсоюзу и рабочему движению. Соглашения TAG прямо не запрещают сотрудникам соблюдать законные линии пикета. Поэтому сотрудники, работающие по соглашению, сохраняют свое право, предоставленное NLRA (Национальный закон о трудовых отношениях), соблюдать законную линию пикета. Однако, если вы соблюдаете линию пикета, работодатель имеет право временно и/или постоянно заменить вас в рамках надлежащей правовой процедуры».
Из обращения руководства The Animation Guild

Профсоюз водителей грузовиков Teamsters (интересующиеся историей рабочего движения сразу вспомнят их печально известного экс-лидера Джимми Хоффу) напрямую запретил своим водителям присоединяться к забастовке сценаристов и актеров, сославшись на собственное соглашение, действующее с ассоциацией продюсеров:
«[Наш профсоюз — прим. Craftkino] не имеет активных трудовых споров с работодателями. <…> Независимо от того, работаете вы или нет, наши члены не могут присоединяться к пикетной линии, носить плакаты или баннеры, раздавать литературу для WGA на пикетной линии или находиться рядом с ней».
Из обращения руководства Teamsters

При этом некоторые зарубежные творческие профсоюзы выразили безусловную поддержку не только словом, но и делом: гильдии писателей Канады, Великобритании и Австралии рекомендовали своим членам не вступать в переговоры с голливудскими продюсерами в том случае, если их попытаются нанять на разработку сценариев в обход забастовки WGA. Декларировала поддержку и французская гильдия сценаристов, но не стала отговаривать своих писателей от сотрудничества с воротилами вроде Боба Айгера, Дэйва Заслава или Теда Сарандоса.
А вот что касается соединения с не-кинематографическими профсоюзами (Teamsters здесь не в счет, т.к. у них есть соглашения с киностудиями), то восставшие голливудские творцы, по-видимому, и не искали путей для того или иного соединения с ними. Судя по имеющимся данным, в США за 2023-й год прошло 33 крупных забастовки, и в большинстве из них среди требований озвучивалась необходимость повышения заработных плат на фоне длительной стагнации, последствий пандемийного кризиса, а также непомерно разрастающихся зарплат генеральных директоров и прочих топ-менеджеров. Т.е. претензии трудящихся других сфер во многом были схожи с претензиями кинематографистов.

Но ни с учителями и педагогами, ни с рабочими автомобильных заводов, ни с представителями сферы здравоохранения, ни с баристами из Starbucks сценаристы и актеры так и не попытались объединиться или даже помочь друг другу. А ведь подобная коллаборация наверняка помогла бы завершить забастовку раньше и улучшить переговорные позиции бастующих. Может быть кто-то сохранил бы свою квартиру, а такие как Джо Буфалино — свою жизнь. Однако, к сожалению, сегодняшняя творческая интеллигенция хуже понимает саму природу классового противостояния, в отличие от своих коллег 1930-х годов.
Победа…?
Спустя 7 с лишним месяцев пикетов, громких заявлений в СМИ, возобновляющихся и срывающихся переговоров, и пустив по ветру миллиарды долларов, WGA и SAG-AFTRA все-таки заключили коллективные договоры с AMPTP. И это действительно можно считать победой, причем с заметными улучшениями в условиях труда.
Сценаристы получили повышение минимальной ставки на 12,5% (точнее, эта сумма будет достигнута в течение трех лет после соглашения); право на полноценную оплату второго драфта, если автор работает не дороже, чем за 200% минимальной ставки (чтобы застраховать недорогих сценаристов от бесконечных неоплачиваемых правок — тут можно передать привет российским продюсерам); сильно увеличиваются ставки за работу на стриминговых платформах (гонорар на 18%, авторские отчисления на 25%). Некоторый успех достигнут и в отношении искусственного интеллекта — теперь нейросети не могут считаться сценаристами и не должны поставлять оригинальный материал для экранизации.
Актеры тоже в какой-то степени сумели ограничить использование ИИ — в первую очередь несогласованное применение цифровых двойников в том или ином виде. Различные процентные набавки к гонорарам получили разные категории артистов, в том числе актеры массовки. Повышения проходят в 3 этапа (у одних сначала на 7, 4 и 3,5%; у других на 11, 4 и 3,5%). Также актеры добились бонусов за показы на стримингах, но только для проектов, которые посмотрело от 20% пользователей этого стриминга.
Уже даже вышел «Гладиатор-2», чуть не сложивший голову от острого удара голливудской стачки. Но всё ли закончилось благополучно? Этим летом по душу многих деятелей киноискусства в Калифорнии пришла новая и не менее известная в мире трудовых конфликтов напасть — массовые сокращения. Так, Paramount во время слияния со Skydance летом 2024-го объявила о сокращении 15% своих работников. Fox Entertainment анонсировал сокращения. Netflix в рамках реструктуризации кинематографического подразделения уволил 15 человек. Disney тоже не отстает в оптимизации расходов за счет рабочих мест. В итоге, к настоящему моменту только среди людей, зарегистрировавшихся на биржах труда, безработица в кинематографической отрасли достигла 12,5%. Кинопроизводство в Америке вообще обвалилось на 20% по сравнению с 2022-м годом. А генеральные директора продолжают получать гигантские бонусы.

Так что в недрах этого кризиса зреет и не может не зреть зачаток новых забастовок. И, учитывая, что кризис носит мировой и всеобщий характер, можно предположить, что будущие столкновения могут быть более жестокими.
При подготовке статьи использовались следующие материалы:
- https://www.kinopoisk.ru/media/article/4008137/
- https://t.me/kinopoisk_Industry/2625
- https://finance.yahoo.com/news/4-measures-indicate-walt-disney-120026084.html?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly93d3cua2lub3BvaXNrLnJ1Lw&guce_referrer_sig=AQAAABTkMMXX4EO0hqfCPX8Lpz-a8EoK_9Jvj8OGpVqWttfu8mtpT6ThjZkKdOSm6DDhhzH2FFiugdjNM9WeaeqYKAqEg_46lMVCZKR2-Y1qUGZ-BN2szLDJ0iMNNqCTNYsbCXQx4LLRgOAM32Jfv5g7uRRe21iXOF_itawcGBU2b3R8#:~:text=What Is Walt Disney’s Debt,at about US%2439.9b
- https://newrepublic.com/article/173899/made-mess-cnn-now-hes-ruining-turner-classic-movies-too
- https://www.wsj.com/articles/discovery-chief-got-options-on-nearly-500-million-in-stock-on-eve-of-at-t-deal-11621458415
- https://www.kinometro.ru/news/show/name/marvels_boxoffice_04122023
- https://www.kinometro.ru/news/show/name/bobiger_disney_dealbook_30112023
- https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2023/08/hollywood-writers-strike-netflix-studios/674913/
- https://www.axios.com/2023/09/27/netflix-writers-strike-streaming-stock
- https://www.independent.co.uk/news/world/americas/netflix-discovery-hollywood-strikes-prices-b2424928.html
- https://www.latimes.com/entertainment-arts/business/story/2023-05-08/writers-strike-netflix-wga-hollywood-labor
- https://www.vox.com/money/23843034/wga-sag-aftra-strike-amptp-studios-netflix-warner-bros
- https://www.hollywoodreporter.com/business/business-news/netflix-strike-free-cash-flow-1235539506/
- https://www.hollywoodreporter.com/business/business-news/netflix-ted-sarandos-greg-peters-2024-pay-overhaul-1235730534/
- https://deadline.com/2024/01/paramount-global-layoffs-february-1235798785/
- https://www.vanityfair.com/hollywood/2023/10/george-clooney-and-other-a-listers-reportedly-diving-into-sag-aftra-strike-talks?srsltid=AfmBOoonWJUYb-jMRM_nQ90GZzFVFvBZrx4Nkiar4ZwfCC-pXaCHFSJn
- https://www.vanityfair.com/hollywood/2023/08/meryl-streep-george-clooney-more-a-listers-donate-millions-to-sag-aftra
- https://lenta.ru/news/2023/05/16/dengi/?utm_source=chatgpt.com
- https://mbr.com.ua/ru/news/varia/5104-gollivudski-straiki
- https://www.npr.org/2023/07/19/1188363449/sag-wga-strikes-hollywood
- https://www.comparably.com/salaries/salaries-for-hollywood-actor
- https://variety.com/2024/film/news/christopher-nolan-oppenheimer-pay-1235938430/
- https://deadline.com/2023/07/actors-strike-stephen-amell-calls-walkout-myopic-1235451908/
- https://www.rollingstone.com/tv-movies/tv-movie-features/the-drew-barrymore-show-writers-strike-controversy-explained-1234822749/
- https://www.reuters.com/world/us/film-crews-became-collateral-damage-hollywood-strikes-2023-11-12/
- https://www.theguardian.com/culture/2023/aug/02/george-clooney-meryl-streep-and-matt-damon-among-a-listers-donating-1m-to-help-striking-actors
- https://www.ht399.org/app/uploads/2023/05/Teamsters-FAQ-2.pdf
- https://animationguild.org/wga-strike-qa/
- https://deadline.com/2023/05/writers-strike-international-unions-react-tv-and-film-1235353628/
- https://www.epi.org/publication/major-strike-activity-in-2023/
- https://www.bbc.com/news/articles/cj6er83ene6o
- https://www.hollywoodreporter.com/business/business-news/crew-production-slowdown-1235843877/
- https://deadline.com/feature/hollywood-media-layoffs-list-1236007845/
- https://www.thewrap.com/ron-perlman-hollywood-strike-studios-draw-out-strike/