Подготовительный период в работе над фильмом (в Западном варианте называемый pre-production) – сплошная головная боль для режиссера. Грех таить не стану – терпеть не могу подготовку. Конечно, в первую очередь из-за формирования бюджета – приходиться где-то искать деньги, которые не всегда успешно находятся. Однако есть несколько элементов подготовительного периода, которые я действительно люблю.

ipwxg_wjcky

Это встречи с актёрами (приятно прикидывать в голове, как персонаж, написанный буквами на бумаге, заиграет, если его будет исполнять тот или иной человек), работа с художником (над эскизами костюмов, концепт-артом) и работа с оператором. Да, конечно, в первую очередь образ кинооператора ассоциируется с большим количеством технических приспособлений – их всегда представляешь в окружении камер, штативов, кранов, объективов, стедикамов и прочего. Но одна очень важная сторона работы между режиссером и оператором часто вообще остается незамеченной – я имею в виду работу над раскадровкой фильма.

Что есть раскадровка фильма?

Это вручную (или же при помощи какого-либо специального софта) нарисованная череда кадриков картины, учитывающая крупность плана, монтаж, движение камеры и т.д. Качество ее исполнения с точки зрения непосредственно рисования не так важно – режиссер с оператором могут рисовать на уровне «ручки-ножки-огуречек», лишь бы им было ясно, что они планируют делать на съемочной площадке.

Хотя на проектах, где имеется хотя бы сколь-нибудь серьезный бюджет, как правило возникает художник-раскадровщик – тот, кто операторско-режиссерские каракули превратит в красивый набор рисунков, напоминающий полноценный комикс. Такой формат раскадровок часто используется в качестве разнообразных промо-материалов.

Сначала я хотел построить статью полностью на разборе подробной раскадровки к моему нереализованному короткометражному фильму «Следующий вечер», но потом решил, что это не совсем красиво будет по отношению к оператору, т.к. непосредственно рисунки рисовал он. Поэтому я в качестве простейших раскадровок, которые может себе позволить нарисовать любой студент или любитель, приведу фрагменты собственных рисунков, а параллельно покажу, какие образцы имеются в богатой истории кино.

Как же рисуется раскадровка фильма?

Вы самостоятельно (или вместе с оператором) открываете имеющийся сценарий и начинаете внимательно читать каждую сцену. Сцену вы разбираете буквально по кусочкам, по эмоциональным и смысловым кускам. И, исходя из этого, понимаете, сколько вам может потребоваться кадров для реализации эпизода, и какими эти кадры должны быть.

Может быть, перед вами экшн-сцена, соответственно, будет меньше крупных планов (хотя это совсем не правило). Или вы хотите сделать очень драматический эпизод, и наоборот будете укрупняться и укрупняться. А иногда бывает, нужно сделать всё на сверхобщем плане для того, чтобы добиться некого особенного восприятия. Решение сугубо индивидуально. Есть, конечно же, какие-то наборы правил, «как делают обычно», но, на мой взгляд, точно следовать им – очень скучно. В пометках к рисункам, если вам это требуется, вы указываете какую-нибудь необычную технику или что угодно иное, необходимое при съемке этого кадра.

Для чего требуется вся эта довольно кропотливая возня? Разумеется, для того, чтобы вы могли во-первых, довольно точно представлять, как сцена должна выглядеть в своем идеальном виде. Во-вторых, это раскадровка сильно облегчит вам жизнь в планировании графика съемок – вы сможете представлять, сколько времени потребуется, чтобы отснять ту или иную сцену. Наконец, в-третьих, раскадровка фильма несколько прояснит вопросы бюджета на съемочную технику. Также по раскадровке можно примерно прикинуть монтаж будущей истории. Часто он задумывается еще на этапе раскадровки (хотя это совсем не правило).

Разберём несколько примеров.

Приведенные ниже рисунки (что громко сказано) – раскадровка финальной сцены моего короткометражного фильма «Кусок мяса».

раскадровка фильма
Изображение по клику открывается как медиафайл

Я могу нарисовать гораздо лучше, но это мне не требовалось – это художества именно на уровне «точка-точка-запятая», чтобы не тратить на сам процесс рисования слишком много времени. Важно отразить крупность (как мы видим, тут имеются три общих и три средних плана), направление взгляда персонажей (для этого используется перекрестие на лице), примерную позу, и направление движения персонажа или предмета (стрелки). Здесь у меня кадры не пронумерованы, но вообще нужно нумеровать, чтобы не запутаться.

Что происходит в эпизоде? Главный герой подходит и садится к своему другу на скамейку. Затем из двери выходит еще один персонаж в обнимку с девушками и уходит дальше по коридору. Герой на скамейке провожает их взглядом. Между героем и его другом на скамейке происходит короткий диалог, после чего друг уходит, а герой остается на лавке в одиночестве.

Сравним раскадровку с получившейся в итоге реальной сценой в реальном фильме (кадров прикладываю больше, чтобы можно было проследить те движения, которые должны были произойти).

что такое раскадровка фильма
Изображение по клику открывается как медиафайл

Как мы видим, при съемке крупность немного изменилась – практически все планы находятся где-то между общим и средним. Но в целом всё осталось так же, как было задумано задолго до съемочного дня.

Теперь давайте взглянем на видео, сравнивающее раскадровку и отснятые сцены культового фильма Джона Карпентера «Нечто».


Безусловно, качество отрисованной раскадровки в миллионы раз превышает качество раскадровки, сделанной мною. Это потому, что у картины бюджет в 15 миллионов долларов, была возможность нанять хорошего раскадровщика, а также имелось большое количество времени на подготовительный период. В данном случае это неважно. Важно то, что вы можете убедиться – хорошо распланированная раскадровка как правило помогает сделать сцену. А в случае с «Нечто» в ней, конечно же, продумывались еще и устрашающие трюки сцен с монстрами. Что тоже немаловажно.

Можно ли снимать кино без раскадровки?

В принципе, можно. Особенно, если вы большой сторонник импровизации. Однако с раскадровкой вы почувствуете себя увереннее. Если она есть, вы можете потом на съемках ни разу даже туда не заглянуть (со мной такое бывало многократно), но в голове будет сидеть конкретный план действий. Имея на вооружении чёткую логику, экспериментировать легче. К тому же, раскадровка сэкономит вам время и деньги.

Не бойтесь взять в руки карандаш и нарисовать ваш будущий фильм!