Режиссер Сергей Герасимов. «Воспитание кинорежиссера»

Режиссер Сергей Герасимов известен как постановщик советских хитов «Тихий Дон», «Семеро смелых», «Юность Петра», «Комсомольск» и других. Но его слава педагога возможно даже затмевает славу постановщика — не даром ВГИК носит имя Герасимова. Преподавательский метод классика вобрала в себя книга «Воспитание кинорежиссера».


Почти полуторавековая история кинематографа помнит множество режиссеров-гигантов. Десятки и сотни выдающихся авторов двигали это искусство вперед радикальными экспериментами, рискованными темами и самоотверженным трудом. Но большинство мастодонтов прошлого в гораздо большей степени занималось именно собственным творчеством, чем чьим-либо другим. Далеко не каждый большой режиссер оставил после себя учеников или прямых культурных наследников. Но все же были такие фигуры, которые, добившись огромных высот самостоятельно, потратили не меньше, а может быть и больше усилий на формирование следующей генерации кинематографистов. Таким был Сергей Герасимов (мы уже говорили о нем в рубрике «Великие»). В этой статье хотелось бы рассмотреть его теоретическую работу, относящуюся непосредственно к педагогике — «Воспитание кинорежиссера».

Легенда ВГИКа — режиссер Сергей Герасимов

Строго говоря, «Воспитание кинорежиссера» — это не полноценный труд. Скорее перед нами компиляция оформленных в литературном виде стенограмм занятий в актерско-режиссерской мастерской, которую Сергей Герасимов вел во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (ВГИК) в первой половине 1970-х годов. Но, разумеется, в них нашел свое отражение весь преподавательский опыт Герасимова, сложившийся за 30 с лишним лет.
Герасимов сделал огромный вклад в формирование лица советского кино сразу в нескольких поколениях.

Его мастерскую заканчивали Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Юрий Кара, Николай Губенко, Галина Польских, Жанна Болотова, Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Николай Еременко, Николай Еременко-младший и другие. Как видим, среди списка не только режиссеры, но и актеры. Что обусловлено тем, что Сергей Герасимов начинал свою карьеру в качестве исполнителя в составе ленинградской группы Григория Козинцева и Леонида Трауберга ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера) — он снимался как у известных ленинградцев, так и у других крупных фигур советского авангарда вроде Всеволода Пудовкина.

Режиссер Сергей Герасимов и его жена, актриса Тамара Макарова

Помимо прочего, мастерскую ВГИКа Сергей Аполлинариевич вел вместе с супругой, актрисой Тамарой Макаровой, сыгравшей в большинстве картин постановщика. Всё это сложилось с искренней любовью к процессу обучения и передачи знаний. В итоге СССР получил одного из виднейших своих кинопедагогов, и ВГИК сегодня совсем неслучайно носит имя Сергея Герасимова.

«Воспитание кинорежиссера»

Цикл лекций из ВГИКа под обложкой «Воспитание кинорежиссера» был опубликован в 1978-м году, но позже также появился в чуть расширенном виде во 2-м томе собрания сочинений Герасимова (уже в 1983-м). В данной статье будут цитироваться выдержки именно из более полного варианта за 83-й год.

Собрание сочинений Сергея Герасимова

Книга делит лекции на ряд тематических разделов, охватывающих практически весь процесс создания кинофильма, причем каждый раздел включает в себя по несколько глав более узкой направленности:

  • Опыт и традиции учебной мастерской
  • Социальная позиция художника
  • Творческие интересы — идеи и намерения
  • Художественный замысел
  • Режиссерский сценарий
  • Работа с актерами — принципы и советы
  • Создание сценического образа
  • Создание экранного образа
  • Воплощение режиссерского замысла
  • Современная киношкола и система воспитания режиссера

Первые три раздела больше носят теоретический и мировоззренческий характер — там Сергей Герасимов размышляет над тем, что режиссеру необходимо быть в гуще событий современной ему общественной жизни, а также много рефлексировать, чтобы понимать, что ему интересно, и что он вообще хотел бы рассказать аудитории:

«Зрителя потрясает страсть великого искусства! И это нам с вами завещано. Извольте дерзать, молодые люди! Вам предстоит не картинки ставить, а быть властителями дум. Примерьтесь к себе, к своим данным, к искусству, к его возможностям, к обществу с его потребностями, рассудите скромно и ответственно: поднимите ли вы на свои плечи весь этот многосложный мир?»

К сожалению, на этой части «Воспитания кинорежиссера» наиболее заметна печать времени: на каждом шагу мы встречаем ссылки на марксистскую науку, достижения Октябрьской революции и мудрые решения Коммунистической партии Советского Союза. Тем не менее, вне зависимости от того, как мы относимся к этим понятиям, не стоит позволять идеологии портить полезный эффект от содержательной части лекций.

Воспитание кинорежиссера

От «Художественного замысла» и далее начинается самое интересное — непосредственный обмен опытом с режиссером, прошедшим через многие десятилетия советского кино, да еще и работавшего в качестве актера. Здесь уже в каждой главе практически без налета излишней политизации высказываются ценнейшие соображения по поводу создания кинофильма.

Например, в вопросах разработки замысла и сценарной основы Герасимов неожиданно предлагает учиться не у кино, а у литературы, и посвящает этой мысли достаточно много времени в рамках лекций:

«По моему убеждению, кинорежиссер может многому научиться на высоких образцах литературы. Существует и должна быть укреплена связь между этими двумя искусствами. Опыт великой литературы учит нас, работников кино, глубокому исследованию жизни во всей ее многосложности. <...> Воспитать и развить талант можно, в частности и, пожалуй, в первую очередь обращаясь к литературе — к богатству художественной мысли писателя, к стилистике литературного произведения. К поэзии — к ее поразительной вдохновляющей силе»

Герасимов и Макарова в мастерской ВГИКа

Несколько нестандартные для современности мысли высказываются о подборе актеров на роль, где Герасимов напрямую подвергает сомнению практику придирчивого процесса кинопроб:

«Стало быть, мы, так называемые «актерские режиссеры», потому и актерские, что умеем выбрать крепкого исполнителя, как коня на ярмарке? Если говорить о себе, то мне вообще крайне несимпатичны режиссеры, как барышники приглядывающиеся к артистам. Пробы проводят, как зубы пересчитывают, что сразу ставит актера в ложное положение. <...> Мы рассуждаем, тот или не тот актер выбран. А суть не в актере, не в том, что режиссер остановился на данной человеческой или актерской индивидуальности, в то время как следовало предпочесть другую. Мизерны режиссерские претензии, актерская индивидуальность не вызывает у режиссера пытливого интереса, потому на экране человечек уменьшен до размеров движущейся куклы»

Между прочим, в современном кинематографе действительно артист зачастую превращается в управляемый манекен, из-за чего на экране мы имеем набор функциональных героев, больше напоминающих андроидов, чем личностей с живой душой.

Режиссер Сергей Герасимов, оператор Владимир Раппопорт, актеры Петр Глебов и Элина Быстрицкая на съемках -Тихого Дона-

Проблема ответственности, лежащей на каждом режиссере, проходит пунктирной линией через всё «Воспитание кинорежиссера», снова и снова возвращая нас к мысли о необходимости отвечать за все действия и решения, принимаемые в процессе создания картины, да и в творческой жизни вообще:

«Авторство — это, повторяю, прежде всего ответственность. <...> Бывает так: замысел хорош, он «просится» на экран, но, осуществленный не беспорочно, он по вине режиссера утрачивает в какой-то степени ту несомненную художественную силу, которой изначально обладал»

Многие моменты, касающиеся постановки, режиссер Сергей Герасимов разбирает на примерах учебных работ собственных студентов. Тут придется подключать известную долю воображения, т. к. эти короткометражные фильмы через книжку не посмотреть. Однако любопытно само течение мысли Герасимова, на что он обращает внимание при обсуждении, какие выводы делает, что советует. К сожалению, не всякий мастер в киновузе способен так доходчиво, уважительно и при этом требовательно общаться с молодым, начинающим карьеру кинематографистом.

Плечо старшего товарища

Думаю, что «Воспитание кинорежиссера» подойдет и тем, кто уже обладает постановочным опытом. Сегодня далеко не всегда есть время остановиться, подумать и поразмыслить, что же мы делаем и зачем. В этом случае Сергей Аполлинариевич Герасимов подскажет много полезного для улучшения качества нашей работы. Что нужно сказать актеру? Можно ли писать режиссерский сценарий параллельно с репетициями или даже после них? Какое внимание нужно обратить на звук? Ответы на эти и многие другие вопросы старый гигант готов нам любезно предоставить.

Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Герасимов

И мне кажется, преступно было бы не воспользоваться опытом мастера ушедшей эпохи.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2021 Craftkino // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru