«Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное» © Альфред Хичкок
Наверное, каждый или почти каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, чтобы попробовать заняться каким-нибудь видом творчества. Кто-то в юношестве играл на гитаре в любительской группе (или просто на лавочке во дворе); кто-то писал стихи или рассказы; кто-то рисовал. Я считаю, что это прекрасно. Вне зависимости от того, стало ли это увлечение профессией/хобби на всю жизнь или осталось в прошлом.
Однако насколько часто люди в период интереса к искусству пробуют свои силы в кино? Ищут возможности, как снять короткометражный фильм? Мне кажется, нечасто. И очень жаль. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, почему сделать свою короткометражку можно и даже обязательно нужно, если у вас есть на то желание!
Любой фильм естественно начинается со сценария. Тем не менее останавливаться на этом вопросе подробно я теперь не стану. О том, как написать сценарий и синопсис мы уже разговаривали.
Также вы сможете найти информацию о написании первой сцены, диалога и описания некоторых жанров.
Надеюсь, эти статьи вам пригодятся. Но важно также поднять тему и других шагов в создании фильма. Особенно, когда речь идет о создании самого первой своей короткометражки.
Страх
«Может быть, это звучит смешно, но лучшее, что молодые кинематографисты должны сделать — это схватить камеру, пленку и сделать фильм, какой бы то ни было вообще» © Стэнли Кубрик
Пожалуй, главный враг любого начинающего. Кино пугает своей высокотехнологичностью. Конечно, ведь в литературе нужны только бумага и ручка (текстовый редактор и компьютер). В живописи – холст, кисть и краски. В музыке – инструмент.
А кинематография – нечто большое, страшное, с кучей технических приблуд, состоящее из ряда сложнейших стадий, и конечно, всему этому надо учиться десятилетиями.
Я много раз слышал от людей, не имеющих кинематографического образования, но любящих кино нечто вроде «Как же я буду снимать фильм? Я простой смертный, работаю там-то и там-то». Будто бы кино делают какие-то небожители.
Мы с одним моим приятелем как-то шутили, что видимо для занятий творчеством в крови нужны мидихлореаны (как в «Звёздных войнах»). Но никаких мидихлорианов на самом деле нет.
Всё это стереотипы. Главное – желание и упорство. Если вы решили сделать фильм, почему кто-то или что-то должно вас остановить? =)
Команда
«Режиссёр – это непосредственно Колумб. Он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой» © Федерико Феллини
Ни один фильм нельзя снять без единомышленников. Это факт. Кино, в отличие от многих видов творчества, искусство коллективное. И здесь, конечно, может возникнуть серьезное препятствие. Кого снимать в кадре? Кто будет помогать с самим процессом и организацией? В большом кино съемочная группа и актёры получают большие деньги, потому готовы сутками пахать на площадке. Но у нас нет таких ресурсов. Да и к чёрту эти ресурсы!
Одно из самых очевидных решений – друзья или родственники. Первые 3 любительские короткометражки я снял со своими друзьями. Один мой друг так до сих пор и остался полноценным соавтором моих фильмов даже тогда, когда я стал уже всерьез этим заниматься в киношколе.
Если вы не очень доверяете своим навыкам видеосъемки – найдите приятеля, увлекающегося фотографией (уверяю, такой найдётся), и предложите ему место оператора.
Есть знакомые, занимающиеся в театральной студии – здорово! Предложите ему роль, а заодно пообщайтесь и с другими его партнерами по студии. Многие профессиональные актёры из театра и кино готовы сниматься бесплатно, если им понравится сценарий, и вы заразите их своим энтузиазмом – это я проходил много раз. Попробуйте пообщаться с актёрами из театра в зоне вашей досягаемости.
Вам повезло, если вы умеете играть на инструментах или есть выход на каких-нибудь музыкантов – сможете даже самостоятельно саундтрек к фильму записать. Многое может сгодиться!
Техника
«Выбирайте свой инструмент. Пусть это будет видеокамера, кинокамера с 16-миллиметровой пленкой, Super-16, 35-миллиметровой, Super-8 или High-8. Все они примерно одинаковы. Выбор зависит от вашего проекта, ожидаемых результатов и от того, что наиболее доступно именно вам» © Роберт Родригес
Разумеется, возникает вопрос о технике. Ибо кино – самое технологичное из всех искусств вообще. Как снять короткометражный фильм, когда эти технологии кажутся тёмным лесом? Где брать все эти устрашающие чудодейственные железяки?
Наше счастье, что на дворе XXI век. Сегодня мы имеем возможность обходиться без киноплёнки – качественную Full HD картинку дает любой зеркальный фотоаппарат. Если у вас его нет – можно взять в аренду, и это стоит 1000-1500 рублей в день. Но даже это необязательно! Можно взять свой телефон или MiniDV камеру (я начинал еще тогда, когда зеркалки не умели так здорово снимать) и начать экспериментировать.
Штатив? Подойдет самый обыкновенный фотоштатив или простенький, для бытовых видеокамер. Если и этого нет – почему бы не снимать с рук, живой камерой? Всегда можно сделать это элементом стиля.
Как быть со светом? В ход может пойти всё: от обыкновенных настольных ламп до садовых прожекторов. Однажды я вместе с моим оператором Олегом снимал сцену вообще без осветительных приборов, а для создания определенной световой схемы использовался обыкновенный кусок пенопласта за 50 рублей (в качестве отражателя).
Для монтажа можно вооружиться такими программами, как Adobe Premiere, Sony Vegas Pro, Avid Media Composer, Edius и многие другие. Тут кому что нравится, и у кого какие возможности с точки зрения производительности компьютера.
Я сначала монтировал в Sony Vegas, теперь перешел на Avid (кстати, Avid – великолепное решение для тех, у кого слабые ПК, т.к. эта монтажка чертовски здорово оптимизирована!). Сначала каждая из них покажется кабиной космического корабля, но несколько видеоуроков на Ю-Тубе и доля усидчивости сделают свое дело.
Реальные сложности могут возникнуть с записью звука. Ибо для создания полноценного, качественного звука в большинстве случаев требуется перезапись в тон-ателье, что стоит определенных денег. Но тут надо стараться записывать звук сразу на камеру, без посторонних шумов. Либо перезаписывать в домашних условиях – это сложно, но возможно.
Бюджет
«Чем меньше бюджет, тем больше идея» © Фрэнсис Форд Коппола
Трудно придумать творчество, более дорогостоящее, чем кинематография. В производстве полнометражного кино фильм с бюджетом 1 миллион долларов является совсем малобюджетным. Но мы, слава богу, говорим о короткометражках. Тут ценники сильно снижаются.
Множество моих коллег считают, что даже самую простую короткометражку не снять дешевле, чем за 40-50 тысяч рублей. Я с этой точкой зрения категорически не согласен.
Короткометражку вполне профессионального и конкурентоспособного вида можно сделать за 10-15 тысяч рублей (стоимость смартфона средней руки), а можно и еще дешевле.
Моя одногруппница Саша Царёва сделала свой фильм «Ёжик» за 6 или 7 тысяч рублей. Что входит в эти деньги? В основном техника и организация: камера, свет, оптика, последующее озвучание, проезд и т.д. Команда работает бесплатно, места для съемок тоже бесплатные.
Иногда удается сократить расходы еще больше, если у кого-то оказалась своя камера/оптика/свет и т.д. Но не беда, когда и этих денег нет. Как я уже писал – можно взять то, что у вас уже есть, написать сценарий, исходя из этих возможностей, и тогда ваш фильм будет сделан практически бесплатно.
Самое главное – чтобы был хороший сценарий. Отсутствие средств всегда можно компенсировать уникальным стилем.
Распространение
«Хороший зритель — это всегда хороший зритель. Даже если у тебя их всего шестеро» © Стив Бушеми
Кино ведь делается для зрителей, правда? Кому же показывать то, что вы потом и кровью ваяли на этапе сценария, съемок и монтажа? Здесь нам на помощь приходит его величество Интернет. YouTube, RuTube, Vimeo, социальные сети разнообразных мастей.
Сначала можно распространить фильм между друзьями и знакомыми. Получить первоначальные отзывы. Обычно, когда картину смотрит человек знакомый, он отзовётся положительно или нейтрально – ведь не хочется же отношения-то портить! Критика появляется, когда с произведением сталкивается человек незнакомый – он не обременен социальными обязательствами.
Чтобы вашу короткометражку увидели посторонние зрители – отправьте ее на какой-нибудь кинофестиваль. В Российской Федерации есть множество фестивалей, бесплатно принимающие короткометражное кино. Есть и Западные фестивали, но там в большинстве случаев нужно заплатить вступительную пошлину, колеблющуюся от 20-ти до 80-ти долларов.
Получив, наконец, обратную связь, вы получите сильный заряд к дальнейшим действиям. Причем, вне зависимости от эмоциональной окраски этой обратной связи.
Вместо заключения.
Кто-то скажет, что в настоящей статье я слишком упрощаю процесс производства короткометражного фильма. Да. Я упрощаю. Потому что я стараюсь выделить самое главное – снимать может каждый, если он этого действительно хочет. Сегодня очень многие люди, способные привнести в российское кино что-то полезное, зачастую либо считают себя неспособными, либо называют кино несерьезным занятием.
Я хотел бы, чтобы моя статья хотя бы кого-то смотивировала сделать фильм, если он об этом мечтал. Кто знает, может быть тогда мы увидим какую-то удивительную историю, которая захватит нас и покажет мир по-новому.
Со своей стороны я скажу, что готов общаться с каждым, кто думает над тем, как снять короткометражный фильм. Пишите в комментариях, пишите по форме обратной связи, задавайте вопросы, консультируйтесь, просто делитесь – совместное обсуждение всегда бывает чрезвычайно важным. Я постараюсь быть полезен каждому.
Здравствуйте,хочу снять короткий фильм минут на 5-10,про выдающегося врача,который,
практически один в России делает сложные операции.
Юлия, здравствуйте. Свяжитесь со мной через контакт или почту. Сможем побеседовать о Вашей истории подробнее.
https://vk.com/vladdikarev
vlakula@inbox.ru
Прочел статью, отличная мотивация. Очень хочется снимать фильмы про детей, когда они только формируются и смотрят на огромный удивительный мир глазами которые выражают восхищение и радость.