Забытые, казалось бы, «Голодные игры» вновь в новостях: 19 мая вышел в свет приквел, повествующий о событиях, которые происходили до начала первой книги. Новый роман Сьюзен Коллинз называется «Баллада о певчих птицах и змеях» и рассказывает о становлении жестокого тирана и личного врага Китнисс Эвердин, Кориолана Сноу. Но не книгами одними – производство экранизации было запущено еще до выхода произведения. Режиссером станет Френсис Лоренс, участвовавший в создании предыдущих частей киносаги, последняя из которых покоряла экраны целых пять лет назад.
Ранее же, в начале мая, другой известный автор подростковой книжной серии «Сумерки», Стэфани Майер, анонсировала выход нового романа «Солнце полуночи», который должен состояться в августе этого года. Разговоры о публикации этой же истории, но с точки зрения Эдварда Каллена начались сразу после выхода последней из книг о любви вампира и смертной в 2008 году, но после того, как часть материала была слита в сеть, автор отказывалась возвращаться к работе над произведением. Однако теперь, спустя 14 лет, нас все же ждет погружение в мысли светящегося вампира-вегетарианца. После публикации анонса книги сеть заполонили мемы о возможной реакции Роберта Паттинсона на эту новость, ведь вполне ожидаемо, что «Солнце полуночи» станет бестселлером, – книги до сих пор имеют армию преданных фанатов – а значит, продолжение фильмов топовой франшизы тоже лишь дело времени. Но вот согласится ли на съемки Роберт Паттинсон, наконец выбравшийся за восемь лет из образа романтика-вампира?
К выходу первого фильма «Сумерки» в 2008 году Роберт Паттинсон успел сняться в другой популярной серии подростковых фильмов, «Гарри Поттере», однако, именно вампирская история подарила ему всемирную популярность, из-за которой добрая половина девочек-подростков со всего мира была влюблена в него (вторая половина обожала Тейлора Лотнера — перекаченного и заботливого оборотня). После счастливого финала Саги Паттинсон сразу заявил о серьезных актерских намерениях, снявшись в арт-хаусном «Космополисе» Дэвида Кроненберга. Дальше были роль в «Хорошем времени» братьев Сафди, «Высшее общество» Клер Дени, и, возможно, его самая серьезная работа: Эфраим Уинслоу в «Маяке» Роберта Эггерса. В ближайшие два года ожидается выход двух больших и заметных проектов с его участием: «Довод» Кристофера Нолана и новый фильм о Бэтмене Мэтта Ривза. Таким образом, сегодня вряд ли кто-то будет ассоциировать Роберта Паттинсона с бледным и задумчивым Эдвардом Калленом, как впрочем, и его партнершу Кристен Стюарт, названную недавно Ассоциацией голливудских критиков «актрисой десятилетия».
Похожим путем пошел и «мальчик, который выжил» – Дэниэл Редклифф, сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе. При его упоминании зрителю скорее вспомнятся безумные образы Ига Перриша, человека с рогами, трупа Мэнни из фильма «Человек – швейцарский нож» или Майкла с прибитыми к рукам пистолетами из «Пушек Акимбо», чем подросток в круглых очках с волшебной палочкой и шрамом на лбу. В случае с романами Джоан Роулинг продолжение фильмов про юного волшебника оказалось экранизацией одного из магических учебников. Впрочем, не все звезды подростковых саг стремятся выйти из образа, принесшего им популярность. Так, например, Джош Хатчерсон, исполнивший в «Голодных играх» роль Пита, влюбленного в Китнисс, в одном из последних интервью отметил, что с удовольствием сыграл бы эту роль еще раз, если бы ему предложили сняться в готовящемся приквеле.
Итак, похоже, что возвращения «Сумерек» и «Голодных игр» ждут миллионы людей по всему миру, и студии не готовы упустить такую возможность. Тем более, что перед их глазами пример вселенной Гарри Поттера, на волне популярности которой удалось снять и выпустить фильмы «Фантастические твари и где они обитают» и «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», первый из которых являлся полноценным спин-оффом, перетекшим ко второму фильму в довольно запутанный приквел. Тем не менее им не удалось добиться той же популярности, что и оригинальным фильмам: «Преступления Грин-Де-Вальда» получили откровенно разочарованные отзывы как критиков, так и зрителей.
Может быть попытки многочисленных приквелов вернуться в прошлое любимых киновселенных не такая удачная идея, какой ее считают продюсеры, и можно было бы сосредоточиться на чем-то новом? К сожалению, из последних экранизаций серийных романов-бестселлеров мало какая может похвастаться безоговорочным успехом. Даже «Пятьдесят оттенков серого», взорвавшая книжный рынок, в своем кино-эквиваленте представляет собой невыразительную попытку быть копией «Сумерек» для взрослых (какой и являются романы), но без откровенных сцен, принесших их автору, Эрике Л. Джеймс, популярность.
И если для писателя очередная книга про тех же героев это и возвращение к любимой теме, и, как признаются некоторые, «поддержание себя в писательской форме», и желание вернуть поутихшую популярность, то для киноделов продолжение фильмов про полюбившихся героев это, в первую очередь, возможный кассовый успех. Оттого так притягательна идея возродить успешные «Голодные игры» или предложить фанатам еще раз побывать в волшебном мире чародеев и магглов, но для кого теперь снимать эти фильмы, о каких проблемах говорить? Будет ли актуальна для уже повзрослевших подростков тема избранности и непохожести на других? И если нужно поднимать другие вопросы, то будет ли это все еще тем же любимым фильмом или одних декораций тоталитарного общества или магических миров уже недостаточно?