Телеканал НТВ в своей первой инкарнации заполнял эфирную сетку самой разнообразной кинематографической продукцией. Закупались не только зарубежные хиты вроде «Бэтмена» или «Назад в будущее», но и популярные телесериалы. Многие зрители, заставшие ту эпоху, помнят, как НТВ стал показывать «Скорую помощь» — сериал, ставший впоследствии, пожалуй, величайшей медицинской драмой на ТВ. Здесь же Чак Норрис вершил добрые дела, периодически исполняя фирменную «вертушку» в культовом «Крутом Уокере: Правосудие по-техасски». Отечественная аудитория даже могла посмеяться и побояться над остроумными новеллами «Баек из склепа».

Но иногда в эфир попадали и «темные лошадки» зарубежного телевидения. Возможно, из-за дешевизны прав, а может быть кому-то в кабинетах НТВ эти проекты казались привлекательными. В числе подобных произведений весной 2000-го года в эфире оказался сериал Джона МакНамары «Месть без предела», где Майкл Мэдсен вершил правосудие самыми своеобразными способами.

Я смотрел его еще ребенком, и стал большим поклонником. Потом пересматривал в старших классах — и остался поклонником. Теперь, спустя 1,5 десятилетия, я решил вновь освежить память, в результате чего проект натолкнул меня на некоторые размышления.

«Месть без предела» — провал, ставший культовым

Прежде всего следует отметить, что сериал был отменен в Штатах после 1-го же сезона (причин и последствий коснемся чуть ниже), и никогда не издавался на DVD или Blu-ray, поэтому и в англоязычном, и в русскоязычном пространстве «Месть без предела» в цифровой копии отсутствует. Точнее сказать, DVD издавались, но туда включали низкокачественные телевизионные записи. Даже скриншоты или фотографии со съемок в высоком разрешении обнаружить не представляется возможным (за исключением пары промо-карточек). Поэтому зрители в СНГ сегодня могут познакомиться с сериалом исключительно в TVRip-файлах, сделанных с трансляции НТВ 2000-2001 годов.

«Месть без предела». Майкл Мэдсен и Кэтлин Йорк, промо-фото

Тем не менее, просматривая пользовательские рецензии и отзывы на «Месть без предела» из сегодняшнего дня, можно сказать, что сериал стал культовым у тех, кто его все-таки посмотрел. IMDb дает рейтинг в 8,6 из 10; Кинопоиск — в 8,1. Зарубежные киноблоги то и дело вспоминают творение Джона МакНамары. И всех поклонников объединяет печаль от того, что сериал продержался всего 1 сезон. Чем же «Месть без предела» увлекает киноманов определенных кругов?

Наш мир полон несправедливости. Всё, что на теоретическом уровне призвано охранять правопорядок и поддерживать правосудие, на практике оборачивается лишь в пользу сильных мира сего, оставляя обычных людей у разбитого корыта. Когда полиция, суды, прокуратура и прочие официальные структуры забывают об униженных и оскорбленных, чья жизнь сломана из-за преступных действий, в дело вступает таинственный мистер Чепэл (Майкл Мэдсен). Его прошлое покрыто мраком, хотя по отдельным намекам можно сделать вывод, что когда-то мужчина был связан с силовыми структурами и потерял всю семью и близких. Этот человек с мрачным чувством юмора предлагает своим клиентам возможность наказать реальных виновников, несмотря на решения всех в мире судов, и взамен предлагает два тарифа: либо гонорар в 1 млн. $; либо, если человек не имеет таких денег, обещание ответной услуги, чтобы в дальнейшем помочь другому попавшему в беду.

Если клиент соглашается, то мистер Чепэл, при поддержке верной помощницы Кей Си (Кэтлин Йорк), приступает к установлению справедливости при помощи законных и незаконных методов — всегда очень изобретательно и остроумно. Чтобы, в конце концов, злодей потерял всё.

Половину шарма «Мести без предела» составляет, конечно, актерская работа Мэдсена. Зачастую Майкл Мэдсен предстает перед нами в ролях плохих парней (самые заметные его появления в фильмах Квентина Тарантино), где фирменная хрипотца, холодный взгляд и ироничный прищур работают наиболее органично: «Бешеные псы», «Побег», «Убить Билла», «Омерзительная восьмерка». Но в данном случае его психофизика выступает со знаком плюс, что дает экранному мистеру Чэпелу интересную химию между героем и антигероем в одном лице. Поддерживающая же роль Кэтлин Йорк оттеняет мрачность и моральную неоднозначность Чепэла, добавляя всему мероприятию человечности — именно Кей Си сдерживает и уравновешивает безжалостный характер главного героя.

Майкл Мэдсен в «Бешеных псах» Квентина Тарантино

Помимо Мэдсена и Йорк в каждой из серий появляется множество знакомых лиц из различных голливудских сериалов и лент, уже ставших классическими: Тобин Белл («Пила»), Рэй Уайз («Робокоп», «Твин Пикс»), Грегг Генри («Расплата»), Харрис Юлин («Лицо со шрамом»), Кэри-Хироюки Тагава («Мортал Комбат»), Ричард Беймер (тот же «Твин Пикс»), Брайон Джеймс («Бегущий по лезвию», «Танго и Кэш»), Рекс Линн («Скалолаз»).

Со стилевой точки зрения «Месть без предела» опирается в первую очередь на традицию нуара и неонуара. Есть циничный мститель, соединяющий в себе черты и частного детектива, и полицейского, и гангстера; есть его обворожительная помощница; есть в целом чудовищный окружающий мир, где царят коррупция и беспредел; есть даже черно-белая открывающая заставка с печальной инструментальной композицией Марка Моргана (в основном создававший музыку для компьютерных игр: Fallout 1 и 2, а также Planescape: Torment).

К тому же, нельзя не отметить массу отсылок к важным произведениям популярной культуры. Так, скажем, концепция ответной услуги явно навеяна знаменитого подхода Вито Корлеоне из «Крестного отца» (в этом Джон МакНамара признавался в одном из интервью). А идея странника, оказывающего помощь людям либо за крупную денежную выплату, либо, если речь идет об обездоленном — бесплатно, проистекает из известного американского сериала в жанре вестерн «Есть оружие — готов к путешествиям». Это подчеркивается тем, что мистер Чепэл во всех сериях останавливается в мотеле «Paladin», а именно таково было прозвище главного героя «Есть оружие — готов к путешествиям» в исполнении Ричарда Буна (кстати, в свое время ставшего звездой жанра благодаря Бадду Боттичеру).

Паладин в «Есть оружие — готов к путешествиям» (1957-1963)

В отдельных эпизодах встречаются и другие многочисленные обращения к известным произведениям, что в целом характерно для постмодернизма, вошедшего в моду в 90-е.

Но несмотря на многие остроумные находки, «Месть без предела» всё равно закрыли. И любопытно то, что у создателя сериала Джона МакНамары это был не первый и не последний опыт подобного исхода.

Джон МакНамара, неудачник американского ТВ

Джон МакНамара — фигура для американского кино и телевидения необычная, потому что на первый взгляд кажется, будто на каждом шагу ему сопутствовали исключительно одни неудачи, причем на протяжении даже не лет, а десятилетий. Но он каким-то образом снова и снова находил новые проекты, так и не вылетев из профессии.

Джон МакНамара

Возможно, это связано с тем, что, несмотря на все провалы, речь шла, как правило о «престижных» провалах, если их можно так назвать: т.е. проекты, хоть и закрывались, но получали признание части критиков и зрителей либо сразу, либо через какое-то время, становясь культовыми в определенных кругах.

Наиболее примечательная в этом контексте даже не «Месть без предела», а «Профит», запускавшийся на телеканале Fox в апреле 1996-го. История о молодом и амбициозном топ-менеджере транснациональной корпорации покорила сердца обозревателей за счет открытой критики корпоративной политики и аморального главного героя, который воплощал собой беспринципность крупного бизнеса. Однако сериал не просто не продлили — его закрыли, не выпустив до конца даже первый сезон! Официальной причиной Fox назвал низкие рейтинги, но существует мнение, что довольно жесткой была реакция предпринимательского сообщества, которое надавило на канал, а также неудовольствие выразили христианские круги, завалившие телесеть письмами о том, что «Профит» восхваляет «Диавола во плоти». Таким образом, зритель 1996-го увидел только 4 эпизода из отснятых 8-ми. Лишь значительно позже весь «Профит» показали по куда менее популярному телеканалу Trio.

«Профит» (1996)

Впереди МакНамару ждало также закрытие сериала «Криминальные гонки» (телевизионного аналога «Форсажа») после 1-го сезона в 2002-2003-м годах; аналогичная участь постигла юридическую многосерийную драму «Глаза» в 2005-м, и уже в середине 2010-х после 2-го сезона закрылся «Водолей», рассказывавший опять же в неонуарном ключе о преступлениях банды Чарльза Мэнсона. Этот проект оказался на настоящий момент последним в череде телевизионных сериалов, запускавшихся Джоном МакНамарой в качестве шоураннера с 1996-го года. И его можно понять. В конце концов, сколько можно биться с телевизионными продюсерами?

Тут мы невольно оказываемся лицом к лицу с темой цензуры. Традиционно про этот институт говорят в отношении авторитарных обществ или ритуально клеймят при рассуждениях о социалистических государствах. Казалось бы, причем тут она, когда речь идет об американском ТВ? Формально цензура в США отсутствует, у нее нет никакой законодательной базы. Но то, что она не упоминается в юридических документах совсем не означает, что ее нет совсем. В данном случае мы сталкиваемся с явлением коммерческой, корпоративной цензуры.

«Водолей» (2015-2016)

Де-юре никому ничего не запрещено, проекты запускаются, в том числе на щекотливые темы. Де-факто любой проект может быть прикрыт из коммерческих или идеологических соображений. Например, инвесторы сильно разволнуются из-за чересчур враждебного посыла по отношению к бизнесу; или руководство канала само выберет неудачный слот для трансляции (как получилось с «Местью без предела», которая транслировалась в 20:00 по четвергам, когда перед телевизором сидит семейная аудитория), и обвинит создателей в низких рейтингах. Между прочим, поклонники даже пытались спасти «Месть без предела»: в 1999-м, узнав о возможной отмене проекта со стороны ABC, корреспондент Entertainment Weekly Кен Такер (которому изначально сериал не понравился, но позже захватил его сердце) организовал отправку писем на телеканал с просьбами о продлении сериала. Очевидно, не помогло.

Безусловно, можно вспомнить о знаменитой присказке про то, что «кто девушку ужинает, тот её и танцует» — но такой ответ, в свою очередь, порождает дополнительную дискуссию о вопросе собственности на средства производства, сосредоточенной в руках частных лиц.

Может быть, Джон МакНамара тоже задумался об этом. Ведь именно ему удалось написать сценарий о знаменитом сценаристе-коммунисте Далтоне Трамбо для байопика «Трамбо» в 2015-м году, за который он получил премию имени Пола Селвина от Американской гильдии писателей (WGA).

«Трамбо» (2015)

Зная всё это, мы можем теперь вернуться к темам, поднимаемым в сериале «Месть без предела». И они куда более любопытны, чем может показаться на первый взгляд.

Коррупционеры, линчеватели и коллектив

Джон МакНамара на протяжении всей карьеры разрабатывал около-политические и около-социальные вопросы. Неизвестно, делал ли он это сознательно из каких-либо четких убеждений (ни в одном из известных интервью найти этому подтверждений не удалось) или же случайно, на подсознательном уровне. Лично я склоняюсь к мысли о том, что МакНамара во всех случаях, кроме «Трамбо», написанного уже в зрелости, приходил к гражданскому высказыванию скорее стихийно. Отсюда некоторая непоследовательность, а местами откровенная нереалистичность «Мести без предела». Но эта непоследовательность порой выглядит гораздо интереснее последовательности классического либерала или «аполитичного» художника.

«Месть без предела». Эпизод 5 — «Жестокость»

Все эпизоды сериала построены на том, что все привычные нам институты демократии в реальности работают исключительно в интересах правящего класса. Где-то в конец разложившийся шериф маленького городка подбрасывает приезжим наркотики, а потом легко ускользает от наказания, потому что его прикрывают представители местной власти (эпизод «Эдем»); где-то популярный и мило улыбающийся сенатор Демпартии убивает свою любовницу, и скрывает это благодаря специальным сотрудникам (эпизод «Честолюбие»); где-то торговцы оружием похищают людей и пользуются прикрытием правительства Соединенных Штатов (эпизод «Справедливость»). Под прицел также попадают и военные, выгораживаемые начальством, и позволяющие себе безнаказанные изнасилования («Увольнение с позором»); и миллиардеры, ворующие чужие изобретения и уничтожающие конкурентов благодаря контролю над СМИ («Друзья»); и агенты ФБР, готовые посадить невиновного на электрический стул и заметающие улики против реальных преступников, чтобы выгородить собственные ошибки («Жертва обстоятельств»). Таких историй «Месть без предела» насчитывает аж 16 штук. И если поставить их вместе, то нетрудно сделать вывод, что при всей демократической оболочке, капиталистический мир построен на силе и подавлении, а те, у кого нет денег, оказываются на обочине.

«Месть без предела». Эпизод 6 — «Честолюбие»

И здесь возникает причудливая комбинация. Фигура мистера Чепэла в этой структуре безусловно выражает ультраправое решение — справедливость восстанавливает одиночка, презирающий законность, склонный к самосуду, и у которого цель оправдывает средства. По большому счету перед нами линчеватель, продолжающий длинную американскую традицию правого кино от «Вперед на Запад!» до «Грязного Гарри». Но с другой стороны, Чепэл использует для торжества правосудия целую сеть других граждан, у которых запрашивает ответные услуги. Люди, однажды оказавшись в беде, помогают другим людям выбраться из беды — без них Майкл Мэдсен в образе Чепэла ничего не смог бы добиться ни в одном из эпизодов. Таким образом, в противостояние с официальными структурами вступает уже коллектив. А это левая концепция.

«Месть без предела». Эпизод 8 — «Увольнение с позором»

Помимо прочего, «Месть без предела» обычно предлагает странный выход, в результате которого злодей, которого оправдало официальное правосудие в результате того или иного вида коррупции, стараниями Чепэла попадает… в руки того же самого официального правосудия, где результат уже удивительным образом становится другим. Получается противоречивый сплав правого и левого, выдающий идеологическую путаницу в голове автора, но также дающий определенную пищу для размышлений.

Мистер Чепэл уходит в тень

Возможно, «Месть без предела» появилась не совсем во время. За окном был 1998-й год. С одной стороны, наивные шоу 70-х и 80-х уже остались позади, а золотая эпоха телесериалов, начавшаяся в нулевых, не успела начаться. Тони Сопрано еще не ворвался в жизнь зрителя со своими криминальными товарищами; циничный доктор Хаус пока не взялся за свои хитроумные медицинские исследования; и рекламщики из агентства Sterling Cooper еще тоже никак не показали себя. Только через несколько лет аудитория привыкнет к антигерою в телевизионном мейнстриме, но в конце 90-х общий настрой зрителя (во всяком случае, в Америке) был более оптимистичным, и куда больше ко двору приходился морализирующий Крутой Уокер в исполнении Чака Норриса.

Однако, по сравнению с более поздними сериалами, «Месть без предела» сохраняет четкую нравственную ориентировку. Нуарная эстетика и общая мрачность посыла не мешает ясному взгляду на то, где люди достойные, а где — недостойные. И этого в современном мейнстриме зачастую не хватает.