Продолжая разговаривать о различных деталях подготовки к созданию фильма, нельзя не сказать о том, что практически любая деталь играет чертовски важную роль. С некоторых пор я стал считать, что пре-продакшн — самый важный период в создании кино. На этом этапе можно решить огромное количество проблем. Однако если бы съемки состояли лишь из проблем — даже полные психи не делали бы кино 🙂
Пре-продакшн — также отличный полигон для формирования концепции произведения. То есть он способен доставить создателю огромное удовольствие! В этом контексте мы уже говорили о сценарии, концепт-арте, раскадровке. Теперь же — эскизы костюмов!
Вы (или какой-то другой автор) написали на бумаге некую конструкцию, которую наделили характером, определенными репликами, именем, и назвали это персонажем. На протяжении истории он совершает какие-либо поступки, меняется, проходит свой путь. В бумажном виде этого вполне достаточно. Однако как только вы захотите перенести эту сценарную конструкцию на экран, вам неминуемо придется поставить перед камерой живого человека в определенном виде.
О самом человеке мы потолкуем как-нибудь в отдельной статье про подбор актёра, а вот на его внешнем виде остановимся подробнее. Человек ведь не голый, верно (если, конечно, это не порнография)?
Он носит какую-то одежду. Как только мы понимаем это, мы тут же должны задаться вопросом — почему он носит эту одежду? И не стоит торопиться и отвечать «Потому что мне так нравится». Вообще логика «Я художник — я так вижу», пожалуй, является самым губительным заблуждением, способным возникнуть в голове режиссера.
На вопрос во что одет герой фильма отвечают эскизы костюмов. Персонаж носит ту или иную одежду в силу своего характера, профессии, образа жизни, и многих других причин. Как только мы это понимаем — мы получаем мощнейший инструмент для дополнительного выражения своих идей при помощи изображения.
В данной статье я построю повествование, основываясь только на собственном опыте работы с художником по костюмам. В первую очередь потому, что в других фильмах я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, как и для чего принимались определенные решения. Зато про собственные решения знаю всё.
Конечно, все мы мечтаем снимать «Гладиатора», но боюсь, что предварительно придётся пройти через большое количество безбюджетных или малобюджетных фильмов, где не удастся потратить пару десятков тысяч долларов на разработку эскизов.
Примеры эскизов костюма
Для начала обратимся к рисункам Анны Мартыненко, созданным во время работы над короткометражным фильмом «Долина прокажённых». Так как картина задумывалась, как нео-вестерн, возникала задача одновременно использовать современную одежду, но при этом держать силуэты Дикого Запада. Нами было изучено огромное количество вестернов (от классических американских, до спагетти-вестернов и советских истернов), в результате чего получился набор соответствующих костюмных эскизов.
Как видим, образ не всегда вырисовывается с первого раза, и персонаж старика в «Долине» в результате был сформирован сразу из нескольких рисунков.
Костюм главного героя (не имеющего имени и называемого в титрах «Беглец») должен был передавать принадлежность к городской культуре, т. к. персонаж в деревне чужероден, но для поддержания вестерного силуэта персонаж носит кашемировое пальто и вязаный джемпер. В фильме пальто было заменено на кожаный плащ.
А местные деревенские бандиты наряжены в шляпы, жилетки и куртки таким образом, чтобы полностью соответствовать образу вестерновских злодеев. К сожалению, тогда я еще как режиссер не до конца осознавал мощь костюма, как средства выразительности, поэтому конкретные характеры эти эскизы выражают слабо — скорее поддерживают общий стиль картины.
Чуть позже, работая над «Следующим вечером» (так и не состоявшимся проектом) я стал понимать больше. Та же Анна Мартыненко сделала действительно качественные эскизы костюмов.
Все костюмы нарисованы белыми линиями на чёрном картоне — это сделано специально, ибо предполагалось, что действие этого нео-нуара будет всегда происходить ночью, и персонажи окажутся погружёнными во мрак. В костюме главного героя отражена с одной стороны практичность (короткая куртка, джинсы, башмаки) — т. к. ценит удобство, ему приходится много двигаться. И при этом на голове носит шляпу — поддержание нуар-жанра, плюс концепции альтернативной реальности (действие истории происходило в вымышленном мире, который, не смотря на технологический прогресс, эстетически остался в джазовой эпохе).
А этот персонаж — ведущий телешоу. Поэтому у него столь модная шевелюра, белый пиджак, розовая шёлковая рубашка, бабочка (опять же в стиле джазовой эпохи) и штиблеты. Главное для него — выражать телевизионный шик, создать звезду эфира.
Здесь же нужно было воплотить в образе пошлость. Сильно расстёгнутая гавайка, причёска. Персонаж работает в магазине порнографии, а также занимается подпольной съемкой дешёвых порнографических фильмов.
Для каждого персонажа фильма был нарисован подобный эскиз. Даже для массовки.
Жаль, что картина так и не получилась — с точки зрения художественного воплощения она обещала быть любопытной.
Наконец, последняя моя работа, «Плей-офф». С точки зрения работы над костюмами на данный момент самый сложный проект, потому что фильм не содержал в себе чёткой жанровой окраски — это драма про спортсмена. Никаких ковбоев, никакого нуара или будущего — у которых есть очевидное стилевое направление. К тому же, я перестал сотрудничать с Анной Мартыненко, и эскизами занималась Зарина Магомедова. Однако я считаю, что получилось неплохо.
Главный герой фильма — спортсмен и азартный игрок, важно было передать в нем что-то активное и разгульное. Как мы видим, образ опять сложился из двух эскизов.
В то время как антагонист фильма, букмекер Гарик, напротив, должен был представлять собой деловитость и сдержанность, но при этом содержать агрессию (отсюда красная рубашка). Хотя в фильме, из-за психофизики актёра, в нем появилось больше расслабленности, и исчезла определенная доля утончённости.
В силу бюджетных ограничений и самых обыкновенных бытовых обстоятельств зачастую не удается точно повторить костюмный эскиз — либо нет средств на аренду/покупку/пошив нужного костюма, либо нужные для костюма вещи нигде не найти, либо конкретный костюм вдруг не подходит актёру по психофизике.
Но имея под руками эскизы костюмов, режиссер вместе с художником всегда знает направление, в котором нужно искать. А также никогда не забудет главные элементы конкретного образа.
Я не претендую на верность своего взгляда, и примеры мои довольно-таки скромные. Я сам, как автор, естественно, нахожусь в постоянном поиске новых средств выразительности, в том числе и при помощи костюмов, но надеюсь, что уже имеющийся у меня опыт кому-то пригодится.
Не стоит пренебрегать своими творческими возможностями.
Одевайте героев!