В современном русскоязычном пространстве кино испытывает некоторый дефицит профессиональной литературы. А с конкретными учебными пособиями и вовсе дела обстоят скверно – их и в мире не так много. Тем ценнее для нас книга «Основы кинорежиссуры», которую написал великий советский режиссёр Лев Кулешов. Она представляет собой один из немногих в мире учебников по режиссуре.


В настоящий момент редакция Craftkino в большей степени занята работой над новым видеонаправлением, а также подготовкой к циклу статей «Кино и общественная жизнь». Тем не менее, хотелось бы предложить вниманию читателей очередную статью из рубрики «Профессиональная литература».

Как мы уже давно выяснили, теоретическая подготовка любого художника играет огромную роль в его творчестве. Кроме всего прочего, она позволяет избежать лишнего изобретения велосипедов. В таком контексте к слову будет вспомнить один из немногих в истории полноценных учебников по кинорежиссуре – пособие Льва Кулешова «Основы кинорежиссуры».

Лев Кулешов – фигура в отечественном и мировом кино колоссальная. Его по праву можно считать отцом советской кинематографии (в своей мастерской он воспитал таких мастодонтов, как Всеволод Пудовкин и Борис Барнет), а в международном масштабе он известен открытием так называемого «эффекта Кулешова» (обо всём этом мы более подробно беседовали в отдельной статье).

Особого внимания заслуживают именно педагогические разработки Льва Владимировича. В то время как подобные Сергею Эйзенштейну занимались фундаментальными теоретическими исследованиями, Кулешов одним из немногих в мире взял на себя ответственность разработки настоящего учебника для обучения режиссёров.

Так в 1941-м году в Госкиноиздате вышла его книга «Основы кинорежиссуры». К моменту написания книги Лев Кулешов уже практически не занимался постановкой кинокартин, сосредоточившись на научной и преподавательской деятельности. Возможно, такая отвлечённость от процесса и позволила ему обобщить накопленный опыт молодого советского киноискусства, превратив его в удобное пособие.

К сожалению, «Основы кинорежиссуры» попали к автору этой статьи слишком поздно. Я прочитал их уже после окончания обучения в кинематографическом вузе, поэтому практически все принципы, изложенные в учебнике, были мне известны. Но я искренне огорчился, вспомнив, что за все годы в университете никто так и не предложил нам прочесть книгу Кулешова. Между тем, особенно ценным открытием учебник стал бы именно для первокурсников.

Он написан, словно «Мурзилка» − по «Основам кинорежиссуры» вполне можно было бы учить подростка, и наверняка он быстро бы понял самые главные кинематографические принципы.

Постараемся пробежаться по некоторым фрагментам книги Льва Владимировича Кулешова. Это поможет в целом понять, какой круг вопросов охватывают «Основы кинорежиссуры», а также убедиться в значительной полезности её текста для начинающего кинематографиста.

Во введении Лев Кулешов рассказывает о самых простых вещах. Однако тем самым он готовит читателя к более серьёзному погружению в суть режиссёрской профессии.

«Кинокартина – результат коллективного творчества. Кинокартина снимается по сценарию, так же как спектакль в театре ставится по пьесе. Сценарий создается писателем или кинодраматургом (сценаристом).

Картина ставится съемочным коллективом, который на производстве называется съемочной группой. Воплотитель замыслов автора и главный художественный руководитель съемочной группы – режиссер.

Режиссер делает картину не один, картина – результат творческого содружества режиссера, актеров, художника, композитора и оператора, снимающего картину на пленку»

Разумеется, он обращается к тем, кто ещё совершенно не понимает, что представляет собой кинематограф. И вся структура «Основ кинорежиссуры» организована таким образом, чтобы студент хорошо усваивал материал.

Так, в конце каждой главы, приводится список контрольных вопросов. Или периодически появляются предложения выполнить те или иные закрепляющие упражнения. На протяжении всего текста присутствуют выделенные блоки, в которых Кулешов помещает наиболее важные мысли раздела.

Начинающий режиссёр получит в книге Льва Владимировича чрезвычайно доходчивые объяснения того, как пользоваться крупностями планов, перемещением камеры, раскадровкой, режиссёрским сценарием, монтажом.

Из книги читатель сможет узнать базовые положения актёрской системы Константина Станиславского и вообще работы с артистом. Кулешов подробнейшим образом раскрывает возможные методы репетиций и психологического создания характера киногероя.

«Остановив свой предварительный выбор на актере, вы должны познакомиться с ним и встретиться для первой предварительной беседы. Расскажите актеру о вашем сценарии. Также расскажите о вашей трактовке всего произведения. Расскажите содержание роли, на которую вы приглашаете актера, познакомьте с вашей трактовкой этой роли. Послушайте предварительные соображения актера по всему тому, что вы ему рассказали, и по поводу вашего предложения о совместной работе»

Все тезисы Лев Кулешов активно подкрепляет примерами. Так, режиссёрский разбор сценария делается на основе фильма «Чапаев», а разбитие сцены на кадры в раскадровке происходит на материале фрагмента из повести Николая Гоголя «Тарас Бульба».

Раскадровка фрагмента Тараса Бульбы

Стоит заметить также некоторые моменты, от которых лично у меня сердце кровью обливается. Например, частенько Кулешов говорит о том, как далеко шагнула советская кинематография с момента своего старта. Как теперь Советский Союз усыпан множеством киностудий, на которых будут работать сотни будущих выпускников. От осознания того, что вся эта культурная и производственная мощь безвозвратно утеряна, на душе становится горько.

Впрочем, отсюда же вытекает и ряд недостатков учебника. Например, периодически излишне навязчиво упоминаются товарищ Сталин или учение марксизма-ленинизма. А также, так как текст написан очень давно, присутствуют сильно устаревшие разделы про работу плёночных кинокамер и сложный процесс записи звука.

Схема расположения киностудий в СССР, 1941 год.

 

Так или иначе, учебник, написанный Львом Кулешовым – литература для новичка практически необходимая. Он позволит вооружиться теми знаниями, которые помогут обойти ряд подводных камней, поджидающих новоиспечённого режиссёра в процессе создания фильма. «Основы кинорежиссуры» одна из немногих профессиональных книг, написанных столь доступно, что рекомендовать её можно практически каждому.

Тем прискорбнее тот факт, что её не переиздавали с середины ХХ века. Впрочем, как и собрание сочинений Эйзенштейна. Или работы Пудовкина. Это только говорит о том, насколько «ценится» сегодня официальной конъюнктурой отечественное культурное наследие.

В конце настоящей статьи хочется процитировать слова из заключения книги «Основы кинорежиссуры». Мне кажется, они способны вдохновить на великие свершения любого действительно творческого человека:

«Становясь кинорежиссером, никогда не забывайте о вашей ответственности перед многомиллионным зрителем – вам доверяется важнейший участок на политическом и культурном фронте. Будьте достойны высокого звания советского кинорежиссера, боритесь всеми силами за высокое кинематографическое искусство, несущее народу свет правды и культуры»