Тепло приветствую всех присутствующих! 🙂
Мы вновь обращаемся к понятиям жанра, и, поговорив о классическом американском вестерне, сделаем перерыв в общении с крутыми ковбоями и взглянем на истории, сделанные в жанре боевик.
Говорить о боевике сразу после вестерна вполне логично, потому, что жанры имеют один и тот же корень – они вышли из немого фильма Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» (1902-й год). Этот фильм одновременно изобрел и вестерны, и боевики. По большей части, вестерны – во многом боевики. Но не все боевики – это вестерны.
В эпоху звукового кино одним из первых боевиков принято называть «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса (1932-й год). И это гангстерский фильм – история возвышения и краха беспринципного и жестокого бандита Тони Крамонте. Он задает основные традиции боевика, дошедшие до наших дней – обилие стрельбы и драк, бойкие диалоги, погони. В отличие от вестерна в боевике (хотя это не правило) больше техногенности – вместо лошадей автомобили/мотоциклы/вертолеты и т.д., кроме пистолетов нередко присутствуют автоматы, пулеметы, гранатометы, и вообще всё, что только способна нарисовать фантазия сценариста.
Очень важный момент, который важно затронуть в разговоре о боевике – Жизнь и Смерть. Жанр боевик строится на физическом насилии. Соответственно именно Жизнь и Смерть становятся центральным элементом действа. Человек, проигравший здесь, не попадет в депрессию, не будет душевно страдать – он просто умрёт. И это нужно понимать. Проблема Жизни и Смерти – отличный материал для любого сценариста, ибо более концентрированного конфликта за историю человечества попросту не придумали.
Возвращаясь к бандитам. Мы уже заикнулись о гангстерском кино. И неслучайно. Так как в боевике практически никогда не обходится без огнестрельного оружия, а дело происходит преимущественно в ХХ или XXI веке, то неминуемо сюжет так или иначе должен касаться людей, имеющих возможность достать это оружие. Поэтому боевик на протяжении всей своей истории неразрывно связан с фигурами криминальных элементов и сотрудников правопорядка (и те, и другие присутствуют, как противоборствующие стороны в «Лице со шрамом»). Иногда сюда добавляются бравые парни из армии (как в уже упомянутой нами «Скале»), хотя всё-таки их вотчина – военные драмы.
Таким образом, мы подходим к важному моменту – точке разделения боевиков по тематике
Гангстерские и полицейские. Обе разновидности живут и здравствуют по сей день, и развились в разнообразные варианты.
Гангстерский боевик
В гангстерских боевиках в центре повествования представители криминалитета. Главный герой, как правило, тоже бандит. И зачастую сюжет рассказывает о противостоянии разных бандитских структур. В данном контексте можно упомянуть такие фильмы, как «Расплата» (забавно, что главного героя этого фильма зовут Портер), «Побег» Сэма Пекинпы (возможно как-нибудь мы поговорим о том, что в этом фильме присутствует любопытное слияние боевика и мелодрамы), «Чёрный цезарь», «План побега», тот же «Лицо со шрамом».
И здесь наблюдается интересное явление – главный герой, даже если он полный подонок (как Портер в «Расплате»), сценарист должен найти для него какое-то оправдание. Что-то, что заставит зрителя сопереживать ему. Соответственно, хоть чем-то герой должен быть лучше своих оппонентов – отстаивать чью-нибудь честь, праведно мстить или нечто в этом роде.
Полицейский боевик
Полицейские боевики гораздо больше распространены. В силу того, что легче вывести положительного персонажа. По крайней мере, в американской культуре человек со значком традиционно воспринимается, как защитник. Отсюда целая россыпь примеров: «Крепкий орешек», «Грязный Гарри», «Переговорщик», «Возвращение героя» и т.д.
Хороший парень здесь полицейский. Плохие парни – либо бандиты/террористы, либо плохие полицейские. Разграничение Добра и Зла более очевидное (что ближе к классическому вестерну). Полицейский боевик породил такую важную разновидность, как «бадди-муви» (фильм про напарников). Все мы прекрасно помним «Смертельное оружие», «Последнего бойскаута», «Час пик», «Круто сваренных».
В бадди-муви может даже не быть запоминающегося сюжета – я сейчас даже не могу вспомнить основные сюжетные коллизии половины этих картин. Но самое главное помню – отношения друзей. Напарники всегда разные (часто и по расовой принадлежности), и им трудно уживаться вместе, но, в конце концов, они становятся настоящей опорой друг другу.
От жанра боевик родились также и фантастические боевики («Терминатор», «Робокоп», «Чужие»), но их в два слова не охватишь, и надо говорить отдельно.
Всё это, конечно, очень здорово, но каков по всеобщему мнению главный элемент любого боевика?
Конечно же, экшн. Поэтому практически обязательным требованием к авторам подобного кино является оригинальность, качество и увлекательность динамичных сцен. Хорошо, когда люди просто друг в друга стреляют. Но на второй-третий-тысячный раз это зрелище уже вгоняет в сон.
Вот если стрельба происходит в заснеженных горах, и от грохота в любой момент может сойти лавина («Скалолаз») – это круто! То же самое относится к дракам и погоням. Всегда приходится предлагать что-то новое. Как в слэшерах, в которых каждый раз все ждут разнообразных способов расчленить человека. 🙂
Подведем итог.
Жанр боевик характеризуется:
— Постановкой проблемы Жизни и Смерти
— Яркими динамичными сценами и эпизодами насилия
— Выраженной бандитской или полицейской тематикой
Так уж сложилось, что боевик в своей истории идет рука об руку с нуаром. Иногда их бывает сложно разделить (как в случае с «Расплатой», «Убрать Картера», «В упор» и т.д.). Поэтому в одной из наших бесед однозначно имеет смысл поговорить о том, что же такое нуар-фильм.
Спасибо за внимание. Смотрите хорошее кино и не забывайте о том, что вы самостоятельно можете творить потрясающие вещи! 🙂
Жанр боевик однозначно доминировал в 90-ые годы.
Сейчас заинтересовать зрителя крутыми экшн сценами почти нереально. Прилично всё таки повидали. Так что тем кто работает в жанре стоит уделять не меньше внимания именно запоминающемуся сюжету, и не забывать что в первую очередь это кино, и потом уже боевик.
Согласен с каждым сказанным словом. Собственно, мы на страницах Craftkino не устаём повторять, что самое главное — это драматургия и художественная концепция. И без сценария вряд ли что-то получится.
Однако жанровые особенности также можно и нужно изучать, чтобы полнее воплощать свой творческий замысел.
Уважаемый Влад, к вопросу о сценарии. 1-й канал купил у Н.В.Свечина права на экранизацию, кажется, девяти его книг. Слышали о таком авторе? Почему-то его произведения называют «исторический детектив». Лишь один журналист относит книги Николая Свечина к полицейскому боевику. Но я и с этим не согласна. Не выскажете ли своё мнение о творчестве Н.В.Свечина, поскольку рано или поздно мы должны увидеть фильм по его книгам.
Здравствуйте, Марина!
К своему стыду не знаком с творчеством Николая Свечина, поэтому не могу сформулировать какого-то осмысленного суждения. По возможности постараюсь ознакомиться с каким-нибудь его материалом. Ну и, конечно, если фильмы действительно выйдут — можно будет проанализировать.
Спасибо!