Друзья, меня можно поздравить с тем, что я практически полностью снял свой новый короткометражный фильм (рабочее название «Серые дни»). Еще предстоят несколько небольших досъемочных смен, а также монтаж и создание звука, но львиная доля работы проведена.
Это были трудные, но очень интересные во всех отношениях съемки, и я, конечно же, могу рассказывать о них часами. Также как любой родитель может целую вечность болтать о своем ребёнке. 🙂
Но в данной конкретной статье я хочу затронуть вполне конкретный вопрос, который был актуален при создании «Серых дней», и в принципе актуален для любых других съемок – съемочная группа.
Кино – искусство мало того, что изобразительное. Оно также коллективное, и один в поле тут точно не воин. Даже если находится храбрец вроде Роберта Родригеса, решивший в одиночку быть сценаристом, режиссером, оператором, монтажёром, звукорежиссером и художником, ему всё равно понадобятся актёры. Соответственно возникает необходимость того, что я называю комфортным климатом в коллективе.
Как обычно, я буду в первую очередь говорить о собственных открытиях. Надеюсь, они могут быть вам полезны.
Я на своем опыте убедился, что съемочная группа – очень чувствительный коллектив
Словно единый организм, она тут же реагирует на любые изменения как в самом проекте, так и в поведении режиссера. Например, когда я делал свою первую серьезную короткометражку «Кусок мяса», команда была сильно разобщенной. Это было связано с рядом факторов: совсем молодой и неопытный режиссер (ваш покорный слуга), настолько же неопытный продюсер, имевшие кое-какой опыт оператор и звукорежиссер, и очень опытные актёры (двум главным исполнителям было уже сильно за 40 лет, и за плечами у них имелся обширный съемочный опыт, в том числе у серьезных постановщиков).
К тому же, картина снималась на очень малый по кинематографическим меркам бюджет (всего 15 тысяч рублей вместе с чистовым озвучанием) – поэтому, естественно, недорогая техника; какой попало реквизит и т.д. Всё это накладывало печать некоторого отчуждения. Это был хороший проект, и получился, на мой взгляд, неплохой фильм, однако съемочная группа определенно не действовала там, как одна семья.
В огромной доле это вина режиссера – если он, как стержень коллектива, не заботится климатом внутри группы, неминуемо возникает риск сложных отношений, соответственно, съемочная группа работает менее эффективно.
Впрочем, в некоторых случаях режиссер может быть не виноват – некоторые люди в принципе не хотят работать в команде и как следует с ней взаимодействовать. Сотрудничества с подобными индивидуумами лучше избегать, так как они способны не только истрепать нервы и потратить время, но также вообще сорвать проект. Индивидуалистов-эгоистов лучше прощупывать заранее. И звать только на платные проекты, где в случае чего можно ударить рублём (и даже в этом случае рекомендую много раз подумать).
«Долина прокаженных», мой второй короткометражный фильм, снимался в очень жестких условиях – сельская местность, морозно, на создание фильма уходит много денег и т.д. По сравнению с командой «Куска мяса», съемочная группа «Долины» была более уравнена в отношении опыта и возраста. Всем нам было от 22-х до 30-ти, кто студент, кто недавнишний студент. У каждого за плечами был, по меньшей мере, один фильм.
Трудные условия, увлекательность работы и общий возраст нас сплотил, однако сама организационная сложность проекта не позволяла насладиться общим делом в полной мере.
Настоящая комфортная лично для меня работа со съемочной группой началась именно с «Плей-оффа». Сейчас речь идет не о том, что картина не закончена – её завершению помешали иные причины. Но съёмочная группа на «Плей-оффе» была близка к единству.
Это было связано и с тем, что количество самих людей резко сократилось, и с тем, что технологически производство было не очень сложным, и с тем, что у команды в принципе был относительно большой опыт.
Ту же схему я повторил и при создании «Серых дней», только команда еще больше сократилась (с площадки исчез звукорежиссер – он присоединится только на этапе пост-продакшн). И я думаю, что сейчас мне удалось добиться настоящего единства. Когда мы вместе прошли какую-то свою войну. На протяжении большей части производства команда действовала, как одна душа. И это позволило получать огромное удовольствие от процесса, не смотря на все сложности и переработки. Дай Бог каждому такой команды.
Отдельного слова заслуживают актёры. Это, вне всяких сомнений, самые чувствительные элементы команды – работа у них такая.
Я бесконечно уважаю артистов, которые при всей занятости в театре и на коммерческих съемках, находят окна в графике, и вместо того, чтобы как следует отдохнуть, вписываются в бесплатные проекты ради искусства, вкладывают в них свои души. Это удивительно. Всем нужно равняться на них.
Можете ли вы поверить, что за все 4 моих серьезных короткометражных проекта ни один из актёров ни разу ни на что не пожаловался? А будьте уверены, жаловаться было на что! Это высочайшая степень профессионализма и корректности. Поэтому я считаю, что каждый член съемочной группы (не только режиссер, но и оператор, и продюсер, и художник, и многие другие) должен относиться к актёрам, как к золоту.
Актёры – это нерв фильма. Его сердце. И они чертовски быстро реагируют на любую мрачную тучу в съемочной группе – что сразу же отражается на существовании в кадре. Помните об этом.
На «Серых днях» мне посчастливилось работать с потрясающими актёрами, которые существовали на площадке, как ансамбль. Они были заодно друг с другом, и заодно со мной. Поэтому я надеюсь, что картина получится.
Вроде бы рассказываю я только о своих впечатлениях. Какой же вывод?
Вывод в следующем – сплочённость команды, взаимопонимание внутри неё, уважение друг к другу, умение слушать и слышать, всё это ничуть ни меньший элемент успеха фильма, чем хорошая техника, грамотный сценарий или достаточный бюджет. Я не всегда это понимал. Но когда понял, решил, что всегда буду стараться сформировать одну крепкую команду. Оно того стоит. 🙂