В XXI веке большая часть людей из цивилизованных стран смотрит фильмы или сериалы. Если вы находитесь на этом блоге, то скорее всего и вы тоже любите их смотреть. Многие из нас хоть раз задавались вопросом: «Всё здесь неправильно! Я бы сделал совсем иначе!», но зачастую этот возглас так и остается лишь словами.
Но не хотите ли вы по-настоящему погрузиться с головой в удивительный мир захватывающих историй и удивительных персонажей?
Еще в детстве я задался этим вопросом, и, в конце концов, оказался на режиссерском отделении киношколы. Там я принялся упорно писать сценарии, набирать опыт, снимать короткометражные фильмы, постоянно развиваясь.
На данный момент мой путь всё равно еще где-то в начале. В этой статье, я хотел бы поделиться тем опытом, который уже успел наработать за 6 лет и рассказать вам свои умозаключения и измышления по поводу сценарно-режиссерского ремесла. Возможно, даже отвечу на вопрос «Как правильно написать сценарий?». Хотя, пожалуй, звучит слишком самонадеянно. Цикл этих статей будет отнесен к рубрике «Снимаем фильм».
В чем же состоит мое предложение? В том, что я приглашаю нас вместе взглянуть на этого дикого зверя под названием «сценарий». Ведь он такой большой и страшный. Как нам его приручить? И как в этой борьбе ненароком не уничтожить его живую суть? Вот предмет нашей беседы.
С чего не надо начинать писать сценарий к фильму!
Итак, в какой-то неожиданный момент вам в голову пришла гениальная мысль — хочу написать сценарий! Но с чего же начать? Нас поразило побуждение действовать, но что писать — мы понятия не имеем.
Некоторые кидаются читать публицистическую литературу, к примеру «Историю на миллион долларов» Роберта Макки или «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер.
Я считаю, что на первом этапе — это пустая трата своего времени. Почему? Я сам читал эти книги перед поступлением в институт, и вообще прежде, чем написал самостоятельно хоть одну строчку сценарного текста. К чему это привело? Да ни к чему не привело.
Вооруженный до зубов такими терминами как «макгаффин», «катализатор действия», «первое поворотное событие» и пр. ты садишься и… и почему-то всё равно не знаешь, что надо писать!
А все потому, что не стоит забивать голову такими книгами, по крайней мере, пока вы не написали самостоятельно пару сценариев и не набьете шишек на своем опыте. Хотя «Историю на миллион долларов» всё равно стоит прочитать после своих творческих мучений.
Но это будет потом. Когда-то, когда уже хотя бы парочка десятистраничных аккуратно отформатированных стопочек текста с названиями будут лежать завершенными.
Что же может помочь написать сценарий к фильму на первых порах?
Для начала нам нужно сделать изначальный рывок. Неужели нужно ждать вдохновения? Безусловно, без вдохновения работать очень трудно. В определенной степени это топливо сценариста. Но только я категорически против позиции, что его нужно ждать.
Возможно вдохновение – это составляющая таланта? Можно и так сказать, но подобное определение было бы несколько высокомерным. Значит, талантливый может написать, а не талантливый не может.
Научиться писать профессионально и качественно может каждый!
Поверьте, каждый сможет написать крепко сделанное произведение. Это лишь вопрос упорной подготовки и практики.
На первом курсе мне потребовалось написать 18 короткометражных сценариев, чтобы начать понимать что-то в сценарном мастерстве. Как минимум половина этих работ не выдерживает никакой критики, и иначе, как полная ерунда, я не могу их охарактеризовать. Но каждый из этих коротких метров продвигал меня на сантиметр вперед в понимании того, как следует конструировать кино.
Но вернемся к вдохновению. Его необязательно ждать (хотя бывает, оно сваливается на нас, как кирпич на голову). Его можно у себя вызвать. С моей точки зрения, вдохновение — это вылезающее на поверхность наше подсознание.
Ведь чтобы облечь вдохновение в конкретную форму, мы используем какие-то слова, описываем какие-то события, создаем каких-то персонажей. Всё это не может возникнуть из вакуума. Это не марсиане спускают нам информацию путем гамма-излучения. Это подсказывает наше подсознание, обращаясь к внутренней библиотеке воспоминаний, наблюдений, выводов и т. д.
Откуда брать идеи для сценария к фильму?
Основная задача начинающего сценариста — научиться работать с подсознанием. Как это сделать?
Идя по улице — учитесь замечать любопытных персонажей вокруг, обрывки интересных диалогов, обращайте свое внимание на мелкие детали. Когда вы вспоминаете что-то из своей жизни — старайтесь ловить эмоцию и понять, почему именно она возникла при воспоминании.
Когда вы смотрите фильм или читаете книгу, которые вам нравятся — нужно анализировать, по каким причинам оно вызывает удовольствие. То же самое с отрицательной реакцией.
Например, вы смотрите «Терминатора», и понимаете, что картина вам нравится. Почему? Может быть, там увлекательный и динамичный сюжет? Может быть, там зашкаливающий уровень жестокости? Или вас интересует противостояние человека и машины?
Все эти вопросы надо постоянно себе задавать. Это помогает в последствии лучше ориентироваться в собственных идеях, да и вообще может быть чуть ли не их источником.
Немаловажно быть крайне внимательным к собственным эмоциям. Что бы вы хотели рассказать себе, другу, первому встречному, миру, наконец? Причем совсем необязательно искать какую-то великую идею об экзистенциальной сущности человека или что-нибудь в этом роде.
Может, вы хотите рассказать что-то о взрослении, дружбе, насилии, сексе, о чем угодно — о чем-то, что кажется вам удивительным. Сильвестр Сталлоне, к примеру, живший чуть ли не на улице и в постоянной нужде взял и написал сценарий под названием «Рокки» — историю, в которой рассказан сюжет об обыкновенном боксере, свойском не очень умном парне, который мечтает о том, чтобы ему выпал шанс выбиться в люди. Тема шанса идет рефреном через все повествование. По сути Сталлоне написал о собственных чувствах, просто сделал героя боксером.
И действительно, как правило, оказывается недостаточно просто зафиксировать свои переживания на бумаге.
Я, как и многие мои коллеги, во время учебы сталкивался с проблемой — ты пишешь о том, о чем знаешь, а на выходе получается нечто невразумительное. Это связано с тем, что мы сделали всё слишком личным.
Мы знаем столько всего об объекте рассказа, что упускаем важнейшие вещи, считая их очевидными — но для зрителя-то они совсем не очевидны. Поэтому, я полагаю, требуется искать художественное облачение наших мотивов и побуждений.
Выбор направления при написании сценария
В данном случае необходимо определиться с жанром. Если идея, которая меня охватила, агрессивна, жестока (а так зачастую бывает в моих сценариях), то явно не подойдет форма мелодрамы или комедии.
Можно рассматривать жанры драмы, боевика, вестерна, триллера. Выбор очень велик. Тут большую роль, опять же, могут сыграть ваши любимые фильмы. Подробнее о жанрах и направлениях мы поговорим позже, в одной из последующих статей.
Итак, предположим, вы сумели выудить из своего подсознания подходящую вам идею и, после пары дней/недель/месяцев размышлений пришли к выводу, какой должна быть форма подачи.
Основные мероприятия по написанию сценария или синдром белого листа
И вот оно – самое страшное! Белый лист бумаги перед собой! Ужасный монстр, которому нет равных.
В отличие от писателей, сценаристу не стоит просто пересиливать себя и начинать писать на этом белом листе. Вряд ли получится что-то путное. Потому как киносценарий гораздо более требователен к драматургии, к рассказу истории. Необходимо очень хорошо продумать свой сценарий.
Как победить этот белый лист? Существует несколько способов. Самый эффективный, по крайней мере, для меня — разработка синопсиса (краткого пересказа сюжета).
Мы можем активно обсуждать сюжет с друзьями, или крутить-вертеть его у себя в голове.
Эффективно всегда задавать себе вопрос «А что, если…?». Всё это приводит к тому, что можно записать историю коротко, буквально на одну-две странички. И там будет нечто вроде «Это история о человеке, с которым произошло то-то и то-то, он встретил тех-то и тех-то, и в итоге произошло следующее». Но об этом более подробно в последующих статьях
Если вам не подходит вариант с синопсисом — рисуйте схему на бумаге со стрелочками, кружочками и звездочками. Нет? Расклейте по стенке стикеры, поясняющие сюжет, героев, события и т. д. Всё это отличное оружие сценариста. Эти мероприятия должны существенно облегчить ваш труд при написании сценария.
Рекомендации для написания хорошего сценария к фильму
- Тренируйтесь вызывать вдохновение.
- Избегайте пособий к сценарному мастерству. Не устраивайте себе кашу в голове!
- Определитесь с формой и жанром направления
- Не забывайте про разработку плана
Более подробно об основах кинематографа мы поговорим в следующих статьях. Поэтому подписывайтесь на обновления блога.
Появились предложения о том, что бы вы хотели узнать или увидеть в этом цикле статей — пожалуйста, делитесь в комментариях. Есть идеи по сценариям или возможно у вас появились вопросы, также оставляйте комментарии к статье. Либо воспользуйтесь формой обратной связи.