В одной из статей я уже заикнулся о том, что в свое время провел довольно детальный анализ жанра вестерн. Потому как сам занимался сценарием данного направления. И давая этой статьей начало нашим разборам различных жанровых направлений кино, я хотел бы рассмотреть американский классический вестерн.
Дело в том, что если всерьез прикоснуться к миру жанра вестерн, то становится понятно, что эти фильмы не одинаковые, не однородные. Они делятся на ряд поджанров, имеющих отдельные особенности, не свойственные остальным вестернам.
Глупо и наивно было бы полагать, что в одной не очень большой статье можно вскрыть все детали и характерные черты всех вестернов. Потому я посвящу каждому поджанру отдельную статью – это всё равно не даст мне возможности вдоль и поперек изучить вопрос, но, тем не менее, приблизит к более подробному пониманию.
Итак, сегодня у нас американский классический вестерн
Самый первый в мире вестерн – пожалуй, фильм «Большое ограбление поезда», снятое Эдвином Портером в 1903-м году (разумеется, еще в эпоху немого кино). Так далеко мы всё-таки залезать не будем, и начнем говорить о фильмах звуковой эры.
Но уже тогда, в далеком начале ХХ века, наметилась главная отличительная черта вестерна – привязка к американской легенде под названием Дикий Запад. Что это такое?
Это ковбои, лошади, револьверы, запылённые сапоги, горячий песок южных штатов и т.д. И если в других разновидностях жанра вестерн этой эстетикой могут пренебрегать (особенно в этом отличились советские кинематографисты), то в классическом американском вестерне это условие соблюдается безукоризненно.
Кстати говоря, называя такие вестерны «классическими», я не имею в виду год выпуска – подобные картины могут появляться и сегодня, просто именно из такого типа вестернов появились все остальные.
Особенности американского вестерна
Обычно в таких вестернах присутствует четкое разграничение Добра и Зла. Всегда есть действительно хороший парень (чаще всего шериф), а есть плохой парень (как правило, какой-нибудь бандит).
Например, в знаменитом фильме Фреда Циннемана «Ровно в полдень» есть шериф Уилл (в исполнении Гэри Купера), который только что женился. Он хочет завязать со своим трудным ремеслом и заняться мирным ведением хозяйства со своей новоиспеченной красивой женой (Грэйс Келли) где-нибудь на ферме. Чувствуете, сколько в этом положительности?
Гэри Купер достойная личность во всех отношениях. Но у него давняя вражда с бандитом Фрэнком Миллером, которого Уилл когда-то упрятал в тюрьму. И вот, Миллер собирается приехать в город поездом, прибывающим на вокзал ровно в полдень (отсюда название).
Злодей со своими сообщниками намеревается расправиться с шерифом, не смотря на его свадьбу и прочее благосостояние. Горожане предлагают Уиллу сбежать, но тот отказывается – не может бросить город в опасности. И опять у нас здесь ярко выраженная героика.
Вообще, что касается положительных персонажей, то в классическом американском вестерне у них очевидная героическая внешность. Джон Уэйн, Гэри Купер, Грегори Пек, Генри Фонда. У них решительный взгляд, сдержанные манеры, уверенная походка. Особенно всё это касается Джона Уэйна, настоящей иконы подобных вестернов.
Помимо разделения сторон, часто, как сюжетный стереотип, присутствует конкретный город, в котором разворачиваются события, и где народ угнетается плохими парнями. Под эту черту попадает, наверное, каждый второй фильм жанра вестерн.
«Ровно в полдень» — конкретный городок Хэдливилль, в который приезжает банда Фрэнка Миллера.
«Эльдорадо» (вестерн Говарда Хоукса 1966-го года) – история про городок Эльдорадо, в котором окопалась беспринципная семья гангстеров МакДональдов.
«Моя дорогая Клементина» (Джон Форд, 1946) – сюжет о том, как реально существовавший шериф Уайатт Эрп уничтожает банду Клэнтонов в городе Томбстоун. Кстати говоря, это, пожалуй, самая популярная история у вестерн-мейкеров, т.к. я знаю как минимум еще три фильма об этом же герое и этом же городе: «Томбстоун», «Уайатт Эрп» и «Перестрелка в О.К. Коралл».
«Великолепная семерка» (Джон Стёрджес, 1960) – небольшая деревушка страдает от регулярных грабежей разбойников под предводительством Калверы. Лысый ковбой Крис (Юл Бриннер) решает собрать команду опытных стрелков, чтобы помочь угнетенным крестьянам.
Если же в фильме нет конкретного центрального города, то там, наоборот, есть тема движения. То есть герои по тем или иным причинам, должны двигаться из пункта А в пункт Б. Здесь уже самым классическим фильмом является «Дилижанс» Джона Форда (1939 год).
Каждый герой по своему резону вынужден ехать на дилижансе из одного города в другой. Тут и карточный шулер, и пьяница-врач, и проститутка, и торговец виски, и банкир-толстосум, и, конечно же, суровый законник (в исполнении всё того же Джона Уэйна). Между ними устанавливаются весьма противоречивые отношения. А в дороге их ждет многое, включая столкновение с агрессивными индейцами.
Тот же Джон Форд поднимает тему путешествия и в замечательных «Искателях» (1956). Здесь проблема столкновения с индейцами играет центральную роль. Двое мужчин, опытный, безжалостный Итан Эдвардс (опять наш любимый Уэйн) и юный Мартин Поули шатаются по всей Америке в поисках племени команчей, укравшего маленькую племянницу Итана.
Путь также используется, чтобы драматургически столкнуть разные взгляды на жизнь у персонажей, и привести их к пониманию друг друга. И это довольно логично – ведь в дороге у всех полно времени, чтобы пообщаться, и вы вынуждены при этом двигаться совместно.
Для американских классических вестернов характерен и общий «реализм» происходящего. Почему я поставил слово в кавычки? Да потому, что Дикий Запад, как таковой – это миф и вымысел.
Но классика жанра вестерн старается показать персонажей этого мира, как настоящих. И поднимает сложные моральные или социальные проблемы (отношения с индейцами; богатство и бедность; справедливость и беззаконие и т.д.).
Иногда получаются даже вполне серьезные примеры, вроде фильма «Уайатт Эрп» Лоуренса Кэздана (1994-й год) – это фильм-биография, относящаяся к личности шерифа Уайатта Эрпа, через которую происходит попытка проникнуть глубоко в мир Дикого Запада.
Давайте резюмируем.
Главные черты для характеризующий жанр — американский вестерн:
- Четкое разграничение Добра и Зла
- Тема города, в котором царит беззаконие
- Тема путешествия
- Моральные и социальные проблемы
- Реализм
Тем не менее, из всех видов вестерна, классический ближе всего находится к вымирающему виду. В этом поджанре сказано уже практически всё. Поэтому к нему уже почти никто не подступается.
Именно из-за того, что в свое время классических американских вестернов снималось очень много, и сюжеты становились всё однообразнее и однообразнее, появились другие поджанры вестерна, о которых мы поговорим в последующих статьях.