17-го декабря 2015-го года в прокат вышел долгожданный фильм «Звездные войны, эпизод VII: Пробуждение силы». Как нетрудно догадаться, это прямое продолжение шестого эпизода под названием «Возвращение джедая».

star wars 7 ep

Влияние франшизы «Звездные войны» на историю мирового кинематографа трудно недооценить. Фактически «Звездные войны» определили вид современного кино, потому что именно они были первым блокбастером.

Этот фильм постепенно вытеснил из кинотеатров зрителей старшего поколения, почти полностью заменив его тинейджером — соответственно, сменилась и политика выпускаемых на экран картин.

Без «Звездных войн» никогда не случилось современного засилия комиксов, например. Но две трилогии «Звездных войн» закончились. Вся история была рассказана. И казалось бы, предположить продолжение было немыслимо.

lucas i mikki

Ан нет! Студия Disney выкупила у Джорджа Лукаса права на франшизу и запустили «Пробуждение силы».

На постановку пригласили Джей Джей Абрамса. С моей точки зрения, это был идеальный кандидат — более успешного нового режиссера для «Звездных войн» нельзя было найти.

Во-первых, за его плечами опыт ОЧЕНЬ успешного перезапуска франшизы «Звездный путь» — и это не просто успешный перезапуск, это очень хорошее кино.

abrams

Во-вторых, Абрамс режиссер вдумчивый и внимательный к деталям. Что сыграло определенную роль. Благодаря Абрамсу в проект сценаристом пришел Лоуренс Кэздан (автор сценариев «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая»); произошел отказ от цифровой киносъемки в пользу плёнки; методика создания спецэффектов обратилась к макетам и реальным декорациям в отличие от современных хромакеев (конечно, не во всём).

Короче говоря, Абрамс решил максимально стилизовать новый фильм под старую трилогию.

Итак, много было разных вопросов, много ожиданий и, наоборот, подозрений. Посмотрев вчера фильм, я могу сказать, что это по-моему… лучший эпизод «Звездных войн» за историю франшизы. На меня скорее всего набросятся десятки тысяч фанатов, но я могу обосновать свое мнение.  🙂

Для начала сразу обрисую то, что может вызывать вопросы или претензии.

Логичность. Практически все эпизоды «Звёздных войн» алогичны. Повсюду есть что-то, что получается случайно с прибаутками (маленький Энакин выигрывает битву на маленьком звездолётном истребителе в «Скрытой угрозе»; капитан Соло в «Возвращении Джедая» случайно открывает вход в бункер; Люк Скауокер чудесным образом попадает в трубу Звезды Смерти в «Новой надежде» и т.д.).

Вопрос о равновесии Силы тоже весьма алогичен в старых частях — почему это джедаев должно быть много, а ситхов всего два, какое же это равновесие? И т.д. и т.п. Вопросы логики — это не к «Звёздным войнам», как класс.

star wars 7

По поводу сюжета. Сюжеты тоже во всех эпизодах однотипные. Сначала силы Зла замышляют что-то недоброе, потом приключения с прибаутками, в конце огромная баталия со звездолетами и огромными массовками, и какой-нибудь бдыщ-бабах. 4 из 6-ти эпизодов строятся по этому принципу. Остальные — по вариациям. «Пробуждение силы» не стал исключением, но осуждать его за это, как минимум, несправедливо.

Актёры тоже во всех эпизодах играют таксебешно. Но я считаю, что в «Пробуждении силы» с актерами всё в порядке.

А теперь по поводу того, почему с моей точки зрения это лучший эпизод всей истории.

Самое главное, это то, что в нем есть очень важная вещь, которой не было ни в одном из предыдущих эпизодов — творческая концепция. И уже только в этом Абрамс сильно опередил Лукаса. В фильме явно идет концепция старости и молодости, нового и старого. Одно приходит на смену другому. То, что очень интересно само по себе. Сменность поколений.

Что это, если не режиссура? Я не хочу кому-то портить впечатление и сыпать спойлерами, но скажу, что не заметить эту режиссерскую концепцию Абрамса довольно трудно. Надо либо совсем невнимательно смотреть, либо быть слишком необъективным фанатом, который принимает всё новое, как «не крутое, потому что оно не крутое».

sokol

К сожалению, в любой настолько популярной франшизе, режиссер и сценарист, занимающийся новой частью (сиквелом, приквелом или спин-оффом) неминуемо сталкивается с предвзятым мнением аудитории, при этом будучи связанным по рукам и ногам правилами игры, заявленными предыдущими картинами.

И это поднимает довольно любопытный вопрос работы над подобными проектами, о котором можно было бы порассуждать в одной из наших статей.

Лично я считаю, что Джей Джей Абрамс сделал образцово-показательный сиквел, качественный, держащийся в рамках вселенной, и при этом не являющийся клоном без фантазии.

Да прибудет с вами Сила!  🙂