В пасти безумия. Креатив российского кино

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что кинофильм (как и любое другое произведение искусства) есть способ общения его создателей и аудитории? Если проще, кино с нами «разговаривает». И вот представим, что говорящие фильмы — люди.

Кто-то по-доброму шутит, кто-то с горящими глазами ведает о своей большой любви, кто-то грубит, кто-то занудно оперирует заумными терминами. Но может на пути встретиться и настоящий псих. Речь его обрывиста, движения резки, ноги заплетаются, а настроение меняется со скоростью солнечного света. Этот безумец — российское кино.

современные российские фильмыКак у большинства ненормальных, у него есть навязчивая идея. Даже несколько, и они находятся в непримиримом противоречии. Одна из них — «наш ответ Чемберлену». То есть бабахнуть надо как в Голливуде. Другая навязчивая идея нашего больного — никого не задеть и не обидеть (боже упаси, хоть каким краем коснуться острой темы!). Третий таракан состоит в беспощадном квасном патриотизме (все тут замалевать в триколор!). Когда безумец обуреваем лишь одной из указанных идей, он ещё способен периодически говорить и делать нечто связное. Но нередко все они входят в реакцию друг с другом, и тогда нашему взору предстает настоящий психоз. Примеры? Куда же без них! Ради этого мы здесь и собрались.

Представители современных российских фильмов

В 2015-м году Сарик Андреасян выпускает фильм «Мафия». И, к сожалению, фильм не о гангстерах (в этом случае речь шла бы только лишь о банальности). Это экранизация... настольной игры. Да-да, той самой, где люди садятся рядом друг с другом, глаза закрывают, ведущий говорит про то, как «город засыпает и просыпается мафия».

Делать в виде кино подобное мероприятие уже само по себе странность, но ведь нам надо не забыть ответить Чемберлену — поэтому это фантастическая антиутопия по типу «Голодных игр» и «Бегущего человека». Что получаем? Неудобоваримого мутанта.

«Москва. Далекое будущее. Карточная игра МАФИЯ стала самым популярным в мире телешоу. Одиннадцать человек соберутся за столом, чтобы выяснить — кто из них Мирный Житель, а кто безжалостная МАФИЯ. На глазах всего мира готовится коктейль из эмоций и чувств: хитрости, страха, лжи, ненависти, презрения, боли, гордости, страсти, любви и смерти. Ведь выигравший в схватке получит огромный денежный приз, а проигравший просто умрет…» (Кинопоиск, аннотация)

К слову здесь будет упомянуть и другой проект, еще не попавший на экраны, но отличающийся теми же признаками, что и «Мафия». В каком-то смысле мы видим проект-близнец, и он называется «Танцы насмерть». Перед нами удивительный винегрет из «Голодных игр», «Бегущего человека», а также… «Шага вперёд»!

Я мог бы упомянуть еще классический фильм «Загнанный лошадей пристреливают, не так ли?» Сидни Поллака, но вряд ли создатели его смотрели. Также сюда добавляется пост-апокалиптика (наш ответ «Дороге ярости», разумеется). Как можно увидеть из концепции – перед нами просто безудержное творчество. Я готов был бы заплатить деньги, чтобы увидеть беседу, в которой зародились «Танцы насмерть».

«Москва, 2070-е. Ядерная война и катаклизмы уничтожили цивилизацию. В закрытом бункере на высокотехнологичной арене проводится жестокий танцевальный турнир, в котором состязаются молодые герои. Механизм арены — непостижимый симбиоз современных технологий и древних жертвенных ритуалов. Арена выкачивает из проигравших танцоров энергию, необходимую для выживания всего города.» (Кинопоиск, аннотация)

В том же самом 2015-м компания «Среда» представляет публике фильм «Саранча» с Петром Федоровым. В прессе картина позиционировалась как наш ответ «50 оттенкам серого», что уже не отличается большим благоразумием (рейтинг Кинопоиска – 4,4; рейтинг IMDb – 4,1). Но мы имеем дело с психозом. Поэтому необходимо было совместить несовместимое — вклинить в историю о сексе безразборную кровавую резню. Снова мутант.

«У них не было ничего общего: Артем — простой парень из провинции, работяга и поэт, Лера — столичная штучка, чью жизнь распланировали родители. Но банальный курортный роман оборачивается обжигающей страстью, которая ломает судьбы. И хотя Лера выходит замуж за друга отца, а Артем назло женится на богатой даме постарше, их безумное влечение рушит все барьеры. Жажда плоти невыносима, и для приговоренных друг к другу любовников уже не существует ни правил, ни опасности, ни страха. И когда разрушительная страсть обагряется кровью, они уже не в силах остановиться…» (Кинопоиск, аннотация)

Продолжая гулять по этой кинематографической кунсткамере, нельзя обойти стороной и ещё один экспонат с Петром Федоровым (куда же без него?). Запутанное и таинственное произведение «Вакантна жизнь шеф-повара». Картина сделана выпускником ВГИКа, дебютантом Рустамом Ильясовым. Казалось бы, может быть вливание в умирающий организм молодой крови может пойти на пользу. Кино — искусство молодых. Однако счастья не случилось. Возникла одна из самых бессвязных идей прошедшего года, что добавило к основной симптоматике ещё и невнятное бормотание.

«Андрей и Лена — супружеская пара, они молоды и счастливы. Когда Лена уезжает на несколько дней, Андрей уходит в загул со своим лучшим другом. Переезжая из клуба в клуб, Андрей попадает в необычное место под названием «Фотоателье». Там ему предлагают принять участие в интригующей игре: побыть в роли другого человека, на несколько дней став шеф-поваром дорогого ресторана, у которого есть все: богатый дом, интересная работа и красивая жена. Теперь Андрею предстоит многое выяснить: кто такой шеф-повар, кем является он сам, и кому можно доверять в изменившемся мире.» (Кинопоиск, аннотация)

Джаник Файзиев, режиссёр успешного и многими любимого «Турецкого гамбита», не так давно заявил о разработке проекта «Вратарь галактики», фантастической футбольной спортивной драмы, где главного героя, видимо по чистой случайности зовут Яшин. Если фильм появится на свет, то станет наглядной квинтэссенцией психопатии отечественного кино.

«Юный герой внезапно открывает в себе сверхспособности, позволяющие преодолевать силу земной гравитации и путешествовать сквозь пространство и время. Он избран в качестве игрока межгалактической сборной, которой предстоит сразиться за звание чемпиона и спасти галактику от вселенского оружия, способного уничтожать звёздные системы.» (Кинопоиск, аннотация)

Наконец, мы подходим к совсем свежему трейлеру ещё не вышедшего фильма «Дед Мороз. Битва Магов». Дед Мороз сражается со злом. Этим всё сказано. И сюжет не является пародийным. Создатели считают, что занимаются серьезными делами — соответственно, всегда надо выглядеть серьезно.

«Юную Машу мучают видения летающих огненных монстров. Мама переживает за дочь, одноклассники посмеиваются. Но однажды в самом центре Москвы Маша видит наяву сражение крылатых огненных чудовищ с молодыми людьми, которые называют себя магами. Один из них в последний момент, спасает Машу от нападения химеры. Так Маша попадает в секретную корпорацию, где узнаёт, что Дед Мороз реально существует и, возглавляя армию магов, способных управлять снегом и льдом, охраняет Землю от вторжения темных сил.» (Кинопоиск, аннотация)

Если мы проанализируем все указанные выше истории, то нигде не столкнемся ни с одной по-настоящему острой социальной или политической темой. Даже вскользь. Все проблемы созданы либо на основе штампа, либо высосаны из пальца. Что говорит о нежелании связываться с чем-либо действительно конфликтным. Возможно, никто не сказал авторам, что конфликт – основа любой драматургии.

Таким образом, в российском коммерческом кино сложилась парадоксальная ситуация. Мне всегда казалось, что неразвитые кинематографии склонны к банальностям. То, что давно пооткрывали ведущие производства, здесь мусолится, словно истинное откровение. Устанавливается царствие стандартных сюжетов, построенных на штампах. В какой-то степени Россия попадает под определение.

Стоит признать, современный российский кинематограф не является развитой индустрией (я бы даже сказал, что он вообще не является индустрией), как бы не бил себя в грудь Владимир Мединский. И поэтому мы стараемся как можно нагляднее показать, что мы умеем как в Голливуде («Обитаемый остров», «Экипаж» и т.д.). И картинку симпатичную научились делать. Казалось бы – можно остановиться и на этом, развиваться в рамках подобных банальностей. Но Российская Федерация, очевидно, слишком хороша для банальностей. Нужно что-то креативное, необыкновенное. Получаются «Танцы насмерть». И психопатия российкого кино только прогрессирует.

Излечимо ли это?

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Обсуждение: 8 комментариев

  1. Согласен с позицией автора.

    Насчет «Излечимо ли это?» — излечимо, вопрос только в том, как доказать больному (Российскому кино), что он болен? Ведь алкоголик никогда не признается, что он алкоголик...

    P.S. У меня просьба к автору — здесь, в статье, речь шла про игровое кино. А как дела с документальным состоит? Спасибо.

    Ответить
  2. Виктор Боченков:

    Посмотрел все трейлеры в статье. До сих пор прибываю в культурном шоке XD

    Ответить
  3. Влад:

    Это огромный и важный вопрос — как доказать больному, что он болен. Ибо очевидно, что те, кто сегодня делают кино либо сами не являются специалистами, либо живут в каком-то воображаемом мире. Для них существует какой-то свой здравый смысл, какой-то свой зритель, какая-то своя вселенная, в которой подобное кино востребовано и нужно. Может быть, они интернет не читают, не видят, как люди относятся к их креативу... Хотя не знаю. Это для меня загадка.

    А что касается документального, то тут я несколько хуже ориентируюсь в вопросе. Но сугубо мое мнение — документальное кино уже гораздо дольше находится в кризисе. Ибо существует исключительно внутри самого себя. Документалисты делают кино друг для друга и показывают его на фестивалях. До обычного зрителя оно редко доходит. Я, по крайней мере, говорю именно о документальном кино, а не о научно-популярном, которое показывают по телевидению, и которое документалисты презрительно называют «Говорящими головами» (я, кстати, к науч-попу отношусь положительно).

    Ответить
    1. Я пока еще путаюсь в терминологии, научно-популярные — это вроде передачи тв «В мире животных» и фильмов, к примеру, про динозавров? Мне пока трудно оценить, т.к. «говорящую голову» можно найти практически везде, на мой взгляд smile

      Не так давно с удовольствием посмотрел на «дискавери» цикл «Вечера науки с Константином Хабенским».

      Ответить
      1. Влад:

        Да, правильно, научно-популярные — это как раз что-то вроде «В мире животных» или картин BBC.

        А ортодоксальные документальные фильмы обычно стараются искать иные средства выразительности. Можно, например, посмотреть фильмы Косаковского или Роберта Флаэрти («Нанук с севера», хоть это и эпоха немого кино). Там всё несколько иначе.

        Ответить
  4. Самый жизненный жанр российского кино. Самое гадкое подобных фильмах — это полное соответствие реалиям «культурного отдыха» на Руси. Также встречаются забавные фразы типа «прокурор с генералом так впечатлений набрались, что уснули. Еще бы, места у нас красивые».

    Ответить
  5. Наталия:

    насчет документального кино...На мой взгляд, надежда есть) Из авторов хотелось бы отметить Елену Погребижскую: достаточно интересно и с перспективой работает

    Ответить
    1. Согласен с Вами, Наталия!

      Особенно это заметно на кинофестивалях. Там в документальном кино гораздо больше живых идей и участия художника в общественной жизни. Хорошо было бы, чтобы и игровое кино подтянулось.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Craftkino // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru