Довольно давно я размышляю над тем, чтобы в цикле жанровых статей, наконец, затронуть драмы. И каждый раз сталкиваюсь с противоречивостью классификации. Потому как с этим словом связаны как диалоговые произведения, предназначенные для постановки на театральных подмостках, так и бытовой жанр, противопоставленный трагедии и комедии.

С другой стороны, драма нередко понимается, как общее понятие, объединяющее различные жанровые вариации. В конце концов, исходя из того, что статьи Craftkino пишутся с практическими целями (помочь читателю понять сущность жанрового направления и применять его в своем творчестве), я пришёл к выводу, что стоит остановиться именно на понимании драмы, как своеобразного контейнера для целого ряда поджанров серьёзных историй.

Соответственно, рассматривать драму в общем не считаю обязательным, и сразу перехожу к частным разновидностям. А раз в последнее время у отечественных спортсменов на международной арене имеют место быть значительные неприятности — почему бы не посмотреть на то, что есть спортивная драма?

спортивная драма

Автору статьи на жизненном пути нередко встречались люди, с огромной долей интереса относившиеся к спортивным драмам. Кто-то смотрит их из-за ярко выраженного мотивационного заряда, кому-то тематически интересны спортивные мероприятия.

Сам я когда-то также создал короткометражный фильм «Кусок мяса» про бокс (по мотивам рассказа Джека Лондона) и позже картину «Плей-офф» про баскетбол и тотализатор (этот короткий метр мною не был доведен до конца, к сожалению), поэтому имею неплохое практическое представление о жанре.

Впрочем, как обычно, мы не станем опираться лишь на эмпирический опыт.

История традиционных кинокартин про спортсменов (о нетрадиционных поговорим чуть ниже) с одной стороны чрезвычайно богата – на протяжении десятилетий экраны заполняют многочисленные повествования о том или ином виде спорта, с другой же стороны не слишком примечательна, потому как в целом явление под называнием спортивная драма практически не видоизменялось с точки зрения структуры и смыслов.

Любители классики легко вспомнят «Чемпиона» с молодым Кирком Дугласом, «Кто-то там наверху любит меня» с Полом Ньюманом, самые насмотренные даже возможно смотрели первую советскую спортивную картину «Вратарь».

Однако сюжетно они мало отличаются от своих последователей, потому, пожалуй, имеет смысл рассмотреть типичные характеристики жанра на одном хрестоматийном примере. Полагаю, многие уже догадались, какую ленту я имею в виду. Обладатель премии «Оскар» за лучший фильм. Одна из самых известных спортивных драм в истории.

«Рокки». Традиционная спортивная драма

Ранее я предполагал, что картина Джона Эвилдсена не нуждается в особых представлениях, однако некоторое время назад мне стало ясно, что не всё столь очевидно. «Рокки» породил длиннейший ряд продолжений, превратившись во франшизу со своими легко узнаваемыми штампами, и многие современные зрители никогда не смотрели его, заранее зная, что это «про боксёра, которого сначала бьют, но потом он из последних сил под громогласную музыку всё равно побеждает».

К сожалению, эти стереотипы сумели закрыть примечательного и интересного оригинального «Рокки» от солидной части аудитории.

Рокки спортивная драма
Рокки

Между тем именно первая часть истории про боксёра Рокки Бальбоа представляет собой квинтэссенцию жанра спортивной драмы в её традиционном виде.

Сюжет строится на том, что где-то в Филадельфии живёт 30-летний парень Рокки. Он занимается боксом и время от времени действительно участвует в профессиональных поединках, но весьма низкого порядка, и, чтобы прокормить себя, он подрабатывает вышибалой у местного мафиози.

В свободное от работы время ухаживает за Эдриан, скромной и молчаливой сестрой своего друга Полли. Рокки человек простой, немного глуповатый, но с добрым сердцем, и от этого очень обаятельный.

Всё, чего бы он хотел в жизни – шанса добиться чего-то. И судьба дарит ему этот шанс. Чемпиону мира в супертяжёлом весе по имени Аполло Крид срочно требуется сменить соперника, и он, эксплуатируя стереотип об «американской мечте», хочет дать возможность неизвестному боксёру сразиться за титул – выбор падает именно на Рокки Бальбоа.

Стоит сказать, что драматургический материал, написанный самим Сильвестром Сталлоне, заслуживает всяческой похвалы. Вопреки многим предубеждениям, это качественно сработанный сценарий, содержащий всё необходимое для хорошего кино – конфликт, ярких героев, которым хочется сопереживать, ясную структуру.

«Рокки» — один из тех фильмов, на которых можно учиться писать отличные сценарии. Впрочем, сосредоточимся на жанровой составляющей.

У нас имеется:

  • Конкретный вид спорта

Это самое очевидное. Спортивная драма предполагает, что весь фильм вращается вокруг того или иного вида спорта. Бокс, хоккей, автогонки, регби, футбол и т.д. Разумеется, это требует от создателей хорошего понимания природы, правил и процесса конкретного состязания, о котором делается фильм, в противном случае получится нелепость вроде «Гонщика».

  • Герой, с которым зритель может себя сопоставить

Казалось бы, это касается обыкновенного сопереживания – важнейшего явления в любом художественном фильме.

Но в спортивной драме оно приобретает ещё более острое значение, т.к. обычному человеку чрезвычайно трудно преодолевать физические трудности, и потому зритель лучше будет ассоциировать себя с героем, не обладающим исключительными способностями (если персонаж фильма изначально сильнее или быстрее всех – в чем интерес?).

  • Тема шанса

Сталлоне, как сценарист, точно уловил, хоть наверняка и бессознательно, ту потребность в шансе, которую испытывает большинство из нас. Человеку хочется верить в то, что вдруг может открыться какая-то жизненная возможность, и тогда он её обязательно использует.

Подавляющее большинство традиционных спортивных драм содержат тему шанса в том или ином виде.

  • Ярко выраженный и превосходящий по силам соперник

Любой спорт – это противостояние. Открытый конфликт. Соответственно, будут победитель и проигравший. Следовательно, фигура соперника чрезвычайно важна. Он должен казаться очень сильным, практически непобедимым, чтобы для героя сражение за победу стало истинным испытанием.

В этом смысле спортивная драма вполне соотносится с любым качественным жанровым фильмом, где антагонист всегда выразителен.

  • Волевой акт

То, ради чего большинство и смотрят спортивные драмы. Это тот самый мотивационный заряд. Герой, стиснув зубы, благодаря собственному упорству преодолевает те препятствия, которые ставит перед ним жизнь – в случае спорта это легко и наглядно можно показать. Тренировки, ограничение своего быта, самодисциплина, твёрдость характера и пр.

Вот, что потребуется герою, чтобы победить. Без волевого акта невозможна традиционная спортивная драма.

Я не зря снова и снова упоминаю слово «традиционная». Потому как существует не один единственный путь для создания кинокартины указанного жанра. Автор статьи предлагает посмотреть на спортивную драму и с другой стороны. Речь идёт о спортивных фильмах, смещающих акцент в сторону социальных и психологических проблем.

Столь общеизвестные примеры, как «Рокки», в данном случае найти не так легко, но пару действительно наглядных – возможно.

«Бешеный бык» и «Такова спортивная жизнь». Спортивная драма с психологическим и социальным уклоном

Если «Бешеного быка» Мартина Скорсезе знают многие киноманы, то с английским фильмом Линдсея Андерсона «Такова спортивная жизнь» люди вряд ли сталкиваются часто. Так или иначе, именно на примере этих лент удобно отметить, что совсем необязательно спортивному фильму придерживаться тех канонов, которые настолько заметны в «Рокки» и аналогичных картинах.

Бешеный бык

«Бешеный бык» основан на реальных событиях и рассказывает о боксёре Джейке Ла Мотте, а вернее, о его постепенном моральном разложении.

Он порочен, агрессивен и ужасно ревнив. Джейку (в блистательном исполнении Роберта Де Ниро) ничего не стоит как следует приложиться хуком по физиономии собственной жены или угрожать соседу по лестничной клетке, даже родной брат нередко становится мишенью его нападок.

Не зря фильм называется именно «Бешеный бык». Ла Мотта – это сосредоточение звериной ярости. И режиссёр планомерно показывает, как эта необузданная злость сжигает личность Джейка, деформирует её, приводит беднягу к полному личностному краху.

Нечто подобное происходит и в картине «Такова спортивная жизнь».

Такова спортивная жизнь

Фрэнк Мэчин – профессиональный регбист. В нём живет тщеславие уличного бандита. Он хочет стать успешным, хочет хорошо зарабатывать, хочет уважения окружающих.

Но в первую очередь он стремится завоевать миссис Хэммонд, молодую вдову и домовладелицу, у которой он снимает квартиру. Фрэнк добивается успеха и на поле, и с женщиной благодаря своей настойчивости, но это не лишает его грубости и жестокости.

Он, словно бомба с часовым механизмом, в конце концов, должен взорваться и причинить боль не только себе, но и многим близким людям.

Подобные спортивные драмы как бы оттеняют традиционный вариант таких фильмов – своего рода «обратная сторона Луны». Чем они характеризуются?

  • Конкретный вид спорта

Единственное, в чём оба вида спортивной драмы однозначно сходятся.

  • Отталкивающий главный герой

Так как зачастую позиция режиссёра в подобной истории носит характер критики, то и главный герой не вызывает сопереживания. Аудитория ужасается, глядя на него – и это неслучайно. Зрителю ни в коем случае не нужно быть похожим на героев таких спортивных фильмов.

Хотя это вовсе не значит, что сопереживания здесь вообще нет – как правило, имеются в наличии персонажи, чьи жизни рушатся из-за поведения главных героев. Им мы и должны сопереживать.

  • Психологический или социальный конфликт

Фокус автора в спортивных драмах предлагаемого типа активно смещается в сторону психологических или социальных проблем (нередко они совмещены). Поэтому здесь нет необходимости оформлять конкретного соперника. Совершенно неважно, с кем дерётся на ринге Джейк Ла Мотта или как высоко в турнирной таблице оказался регбийный клуб Фрэнка Мэчина.

Главный враг героев – они сами и/или общественный уклад, окружающий их. Естественным образом тут исчезает и тематика шанса. Создателей беспокоят более острые противоречия.

  • Выход за рамки спорта

Исходя из предыдущего пункта, нетрудно догадаться, что спорт в настоящем контексте – лишь повод или аллегория. Даже сами состязания могут лишь изредка мелькать в кадре. Происходит синтез спортивной и социальной драмы (о ней мы поговорим отдельно в будущем).

Разумеется, между двумя этими видами спортивного фильма не всегда есть настолько бросающееся в глаза разграничение. Как и в случае с любым произведением искусства возможны бесчисленные варианты, диктующиеся лишь индивидуальными потребностями того или иного создателя, будь то сценарист или режиссёр.

Лично я, пока писал эту статью, неожиданно для самого себя понял, что в «Куска мяса» пытался реализовать первый, а в «Плей-оффе» — второй тип спортивной драмы, о чём никогда не задумывался ранее. Про качество своих попыток судить не возьмусь, но любопытно было заметить это про собственные же фильмы, спустя годы после окончания работы над ними.

Коммерческие и зрительские успехи таких картин, как «Легенда №17» или «Крид» говорят о том, что жанр по-прежнему актуален, он до сих пор ждёт новых свершений.

Может и среди читателей найдётся кто-то, кому есть, что предложить?