Сегодня, дорогие друзья, от меня исходит предложение вернуться к вестернам. Еще в статье о классическом американском вестерне я сказал, что сам жанр предполагает огромное количество поджанров. И если классическая форма по понятным причинам — основополагающая, то наиболее оригинальной и влиятельной с художественной точки зрения оказался иной подвид. Я имею в виду спагетти-вестерн.

спагетти-вестернЭто забавно, но именно черты спагетти-вестерна, плотно укоренившиеся в поп-культуре, для современного человека и являются признаками вестерна в целом. Еще более забавно то, что данные картины, хоть все и сделаны про Дикий Запад, однако целиком и полностью произведены… в Италии. Да-да.

Среди многих остается совершенно неизвестным то, что в самом американском из всех голливудских жанров победили итальянцы. Возможно из-за этого поджанр презрительно нарекли именем спагетти-вестерн.

«Долларовая трилогия» Серджио Леоне

Всё началось с никому неизвестного итальянского режиссера, с юности являвшегося большим любителем американских вестернов. Его имя навсегда вошло в историю кино — звали постановщика Серджио Леоне.

серджио леоне
Серджио Леоне

Он решил сделать своеобразный ремейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В японском фильме история происходила в средневековой Японии, и героем был самурай. Леоне адаптировал историю под Дикий Запад и сделал первый в истории спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (кстати говоря, потом он проиграл суд Куросаве по обвинению в плагиате).

Этой картиной он положил начало череде своих вестернов, навсегда изменивших лицо жанра и давших дорогу целому потоку аналогичных итальянских картин. Всё тот же Леоне установил и главные отличительные черты спагетти-вестернов.

Рассматривать поджанр следует, пожалуй, на центрообразующей серии фильмов — так называемой «Долларовой трилогии», в которую входят «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой».

«За пригоршню долларов» (1964)

За пригоршню долларов
«За пригоршню долларов» (1964 )

Безымянный герой в исполнении Клинта Иствуда прибывает в богом забытый городок Сан Мигель, в котором всю власть делят две группы: коррумпированная семейка шерифа Бакстера и аморальная банда братьев Рохас. Герой сотрудничает то с одними, то с другими, стравливая их друг с другом (частый в вестернах сюжетный стереотип).

Что заявляет Серджио Леоне в первом фильме трилогии? Странный Дикий Запад, очень отличающийся от американского — спагетти-версия данной местности выглядит как некий легендарный мир, в котором существуют вычурные, карикатурные и крайне кинематографичные персонажи. Люди здесь говорят яркими фразами; все будто только и делают, что целыми днями ходят с револьверами и стреляют друг в друга; города носят архитипические названия.

С визуальной точки зрения возникает невиданные для американских вестернов операторские приёмы — большое количество геометрически выстроенных общих и сверхобщих планов, чередующихся со сверхкрупными, и создающих дополнительное ощущение легендарности и эпики.

Наконец, уже в «Пригоршне долларов» Серджио Леоне придумывает две самых замечательных в спагетти-вестерне вещи — сверкающие пафосом, насыщенные саспенсом дуэли и подчинение визуального ряда мощному выразительному саундтреку (в большинстве случаев к спагетти-вестернам музыку писал Эннио Морриконе). Леоне предлагает нам посмотреть на Дикий Запад, как на своеобразный револьверный балет, в котором каждый поворот головы, касание пальцами рукояти пистолета или шаг в сторону наполнен огромной выразительностью.

Фактически первым же фильмом режиссер создает все основные характеристики нового поджанра (понятия не имею, как ему это удалось). Далее он лишь их укрепляет и отрабатывает. За исключением некоторых дополнений, которые будут упомянуты.

«На несколько долларов больше» (1965)

На несколько долларов больше
«На несколько долларов больше» (1965)

Уже никакого влияния Куросавы. Самостоятельный сюжет, больший размах, хотя всё по-прежнему довольно-таки малобюджетно. Кроме Клинта Иствуда (являвшегося единственным американским актёром в первой части) добавляется второй герой в исполнении Ли Ван Клифа (этот человек пропишется в спагетти-вестернах практически навсегда).

Сюжет рассказывает о двух охотниках за головами — вновь безымянном герое (кличка Монко) и полковнике Мортимере, которые гоняются за неуловимым и коварным грабителем банков по прозвищу Эль Индио.

Что любопытно, Эль Индио исполняет Джан Марио Волонте — тот же актер, что играл Рамона Рохаса в «За пригоршню долларов». Подобная рокировка касается многих второплановых персонажей и массовки. Таким образом, Леоне добавляет еще одну любопытную деталь в жанр — в разных фильмах используются одни и те же актёры, но у них меняются амплуа. Это на вооружение в дальнейшем возьмут и последователи режиссера.

В истории обыгрываются вопросы мести и золота — темы, ставшие самыми любимыми у постановщиков спагетти-вестернов.

Но дальше Серджио Леоне ждал настоящий успех — он создал вестерн на все времена.

«Хороший, плохой, злой» (1966)

Хороший, плохой, злой
«Хороший, плохой, злой» (1966)

Пожалуй, самый известный и самый популярный вестерн в мире. В рамках самой трилогии в историю добавляется третий главный герой. Таким образом их становится трое: по-прежнему безымянный Клинт Иствуд (в этот раз прозвище Блондин), ставший подонком Ли Ван Клиф в лице персонажа по кличке Ангельские Глаза и вспыльчивый бандит Туко (Элай Уоллах).

Кстати говоря, нельзя чётко определить, является ли Клинт Иствуд одним и тем же персонажем во всех трёх фильмах, ибо есть как общие черты, так и различия.

«Хороший, плохой, злой» рассказывает нам о заварушке, происходящей во время Гражданской Войны в США. Трое героев узнают о зарытой на кладбище огромной сумме денег: Туко знает местоположение кладбища, Блондин знает имя на могиле, Ангельские глаза не знает ничего, но сделает всё, чтобы забрать деньги себе.

Серджио Леоне довёл здесь спагетти-вестерн до совершенства.

«Долларовая трилогия» породила настоящий всплеск спагетти-вестернов в Италии. Их начали штамповать, как горячие пирожки. Как хорошего уровня, так и не выдерживающие никакой критики. Главными режиссерами жанра, кроме Леоне, стали Серджио Соллима, Джулио Петрони, Тонино Валерии и Серджио Корбуччи.

 

В дальнейшем сам Серджио Леоне снял не менее знаменитые «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита», в которых уже старался раздвинуть рамки собственного жанра, но его нововведения не стали тенденцией.

Давайте сделаем выводы. Признаки спагетти-вестерна.

  • Как правило архитипичные сюжеты: месть, золото, странствие таинственного путника.
  • Часто главный герой не имеет имени, прошлого или каких-либо других важных для понимания характера деталей.
  • Колкие диалоги.
  • Вычурный визуальный ряд. Обильное использование сверхобщих и сверхкрупных планов. Чёткое выстраивание геометрии кадра.
  • Максимально тесное взаимодействие изображения, монтажа и музыки.
  • Активное использование паузы и саспенса, как приёма.
  • Взаимозаменяемость актёров и персонажей.

Чистый спагетти-вестерн сегодня встречается также редко, как и классический американский. К тому же, эталоном всё равно навсегда остается творчество Серджио Леоне.

Тем не менее, использовать элементы или адаптировать поджанр спагетти-вестерна под собственные нужды всегда можно попробовать. Я когда-то решился это сделать в своей короткометражке «Долина прокажённых». Почему бы и вам не поэкспериментировать? Дерзайте!  🙂