Снимаем фильм: основные этапы и ошибки. Пре-продакшн

За неделю до окончания 2016-го года я распрощался с проектом, с которым жил в течение двух лет. И прощание было трудным – короткометражный фильм «Плей-офф» был не закончен. И не будет закончен уже никогда, потому что закончить его практически невозможно. Вдвойне жаль, потому что «Плей-офф» — мой любимый фильм из сделанных на данный момент.  sad

Что же привело к неудаче? Из-за чего в целом не очень дорогой проект стал такой проблемой? Где ошибся режиссер и сценарист? Об этом настоящая статья.

снимаем фильм. пре-продакшнЯ пишу ее для того, чтобы разобраться. Резюмировать произошедшее. И возможно помочь другим коллегам избежать подобных проблем. Мы увидим, что пре-продакшн – самая опасная из всех стадий, когда мы снимаем фильм, и в принципе немного посмотрим на то, что есть этапы создания фильма.

Прежде, чем я начну вспоминать на своем опыте, что со произошло, предлагаю вспомнить, какие вообще есть этапы создания фильма.

Этапы фильмопроизводства:

  1. Пре-продакшн (подготовительный период)
  2. Продакшн (съемки)
  3. Пост-продакшн

Это в нашей системе координат.

Насколько мне известно, в США принято называть 5 штук – добавляется еще пре-пре-продакшн (этап формирования идеи), и дистрибьюция (распространение фильма и его показ). Что важнейшим образом отличает американский менталитет от нашего. Но об этом как-нибудь потом.

Так как очень много слов будет сказано в нашем тексте именно о пре-продакшене, то и рассмотрим его подробнее.

Что такое пре-продакшн фильма? 

Пре-продакшн это совокупность всех мероприятий, связанных с подготовкой проекта для съемок. Включает в себя написание сценария, подбор команды и актёров, разработку художественной среды фильма, выбор объектов (мест для съемок) и т.д.

Об остальных этапах здесь сказано будет сравнительно мало – их мы лучше рассмотрим отдельными статьями.

Итак.

«Плей-офф», как сценарий, появился внезапно, в январе 2014-го года. На тот момент у меня сорвался проект «Следующий вечер», над которым я работал уже больше года. Я вынужден был мгновенно менять фильм (а я находился еще в процессе обучения в киношколе, поэтому не было времени рассиживаться). Сначала было смятение. Где за несколько дней взять новую историю? И тут мне помогли мои режиссерские блокноты.

Я веду специальные блокноты еще с первого курса института, куда записываю все творческие идеи, фрагменты диалогов, сюжеты, названия, размышления о кино и т.д. (возможно поговорим о ведении таких блокнотов отдельной статьёй). И в одном из них я обнаружил короткую заметку, датирующуюся еще 2012-м годом: «Спортсмен делает ставки на собственные состязания». Отсюда и родился сценарий. Как я его писал – в принципе по тем принципам, о которых мы уже говорили. Фактически, с того момента, как я набросал синопсис, начался пре-продакшн фильма. И уже на этом этапе я стал совершать ошибки.

Основные ошибки, когда снимаем фильм

Например, первая же сцена, в которой заявляются герои и отношения между ними, была написана под баскетбольный спорткомплекс. То есть игра там перемешивалась с работой комментатора, трибунами, а также разговорами в коридорах перед раздевалками. Теоретически, когда у вас есть хороший бюджет (в случае с короткометражкой, например, тысяч 300-400 рублей) – это не превратится в проблему.

Но для меня, с моим бюджетом в 20 тысяч, превратилось. Я недооценил свои производственные возможности, и позже это вышло боком. Но я не остановился на таком промахе.

Я решил закрепить свои «успехи», написав и всю кульминацию с финалом полностью таким же образом: тоже с баскетбольным матчем, массовкой и т.д. Естественно, т.к. сцена была кульминационной, в ней также развязывалось огромное количество жизненно важных для истории вопросов. О чем я, чёрт возьми, думал?!   smile

В моей голове возникло искажённое ощущение, что «Плей-офф» будет снять гораздо проще, чем мой предыдущий фильм «Долина прокажённых» — в «Плей-оффе» большая часть действия происходит в обычных интерьерах (квартира, офис, улицы, машина), а кульминация самый обыкновенный спорт, в то время, как в «Долине» был вестерновый антураж (и необходимость его создавать), перестрелки, сбивание человека автомобилем, беготня по лесу и т.д.

Однако я не учёл две ключевых особенности.

  1. В «Долине прокажённых» весь экшн был в поддерживающих сценах – главные события происходили более локально.
  2. Экшн в «Долине прокажённых» был вариативен – если у меня были бы какие-то проблемы с организацией экшн-сцены, ее всегда можно было заменить на другую, и сюжет от этого не сильно бы изменился.

Но сценарий «Плей-оффа» был написан таким образом, что экспозиция в начале и кульминация в конце могли происходить ТОЛЬКО на баскетбольном матче. Неверные действия на этапе пре-продакшн. И фильм мне этой ошибки не простил.

Но на той же самой подготовке у меня еще был шанс выкарабкаться из сложившейся ситуации, всё осознать и переиграть. Дело в том, что практически все актерские сцены «Плей-оффа» в середине картины были сделаны не совсем в реалистическом ключе – все они выражали игровую одержимость героя. В кадре предполагались странные планы при съемках на улице, а при съемках в помещении хотелось активно использовать цветное освещение (так оно и получилось).

Но мне на тот момент не хватило режиссерского опыта и прозрения, чтобы понять – если основная часть фильма нереалистическая, то можно отказаться от реализма и в сценах баскетбола. Сегодня я бы снимал баскетбольные сцены также как некоторые серединные эпизоды – очень локально, с одним-двумя людьми, в очень контрастном цветном свете, чтобы создать ощущение игрового угара, воспалённого сознания главного героя. Но когда в разгаре был пре-продакшн, я ничего этого еще не понимал.

Огромным промахом являлось и отсутствие договоренности, ясности по поводу всех объектов на момент начала съемок. То есть, у меня еще не было ни баскетбольного зала, ни бильярдной и офиса (по сценарию имелись эпизоды там) – и даже не было намёток, где всё это взять. Имелись только квартира, двор и автомобиль. И я начал съёмки. Почему-то я решил, что всё остальное приложится.

В случае с бильярдной и офисом действительно приложилось – это не столь сложные объекты. Но баскетбольный зал был проблемой – ведь нужна была профессиональная площадка, с трибунами и табло (так я тогда думал). Я понадеялся на русский авось и проиграл. Нельзя допускать подобного. Всегда должен быть план. Если ты начинаешь снимать картину, не имея самых важных элементов истории – ты очень рискуешь.

Я целенаправленно не затрагиваю в данном материале то, что на пре-продакшене было реализовано верно и правильно – это не предмет нашего разговора. Потому как даже верные решения не смогли компенсировать неверные и спасти картину от неудачи. Однако я должен отдать дань уважения всем, кто отработал отлично при подготовке – это и художник по костюмам Зарина Магомедова, и оператор Олег Охотин, и помощник режиссера Юля Криштал. Если бы не они – фильм вообще не смог бы выбраться за пределы подготовительного периода.

Во время съемочного периода также был ряд ошибок, но, по сути, они не могли уничтожить сам фильм. Ошибки при съемках – нормальное явление даже в полнометражном кино, от них никто не застрахован. Просто с коротким метром у команды никогда нет достаточного количества средств, чтобы решать сложности максимально эффективно – приходится прибегать к творческим путям.

С одной стороны это плохо, с другой – здорово, что можно размять мозги и придумать нечто креативное. Так, например, одну сцену пришлось снимать буквально за 15 минут, потому что актёру вдруг срочно понадобилось уезжать. А эпизод в бильярдной снят полностью в реальном освещении (используется только лист пенопласта за 50 рублей в качестве отражателя) из-за невозможности взять осветительную аппаратуру в тот день.

Должен сказать, что сами съемки «Плей-оффа» были одним из самых счастливых периодов моей жизни – в отличие от «Долины прокажённых», где было затрачено большое количество денег, имелась многочисленная команда, техника и т.п., здесь всё делалось скромно, по-семейному. У Олега не было даже человека, который крутил бы фокус на объективе. Каждая сцена снималась буквально четырьмя-пятью людьми, считая актеров. И была возможность заниматься искусством. Прекрасные ощущения. Я понял для себя, что именно так хотел бы снимать фильмы.

Мы прекрасно знаем, что после того, как закончился пре-продакшн, прошёл съемочный период, начинается пост-продакшн. Разумеется, о самом процессе пост-продакшена мы обязательно будем говорить в целом ряде статей, посвященном и монтажу, и цветокоррекции, и работе со звуком, но сейчас важно упомянуть его именно в контексте создания «Плей-оффа».

Конечно, здесь тоже были проблемы, но здесь уже я, пожалуй, могу честно сказать, как режиссер, что почти нигде не промахнулся. Просто старался выжать из имеющегося материала весь максимум. Были сложности со звуком, но из-за этических соображений я не стану здесь раскрывать подробности процесса звукозаписи к «Плей-оффу».

Незаконченность картины дала определенное ощущение свободы в работе на монтаже. Я знал, что фильм нельзя будет показывать, как полноценный готовый продукт, и решил устроить из него настоящий тренировочный полигон. Я провел определенные эксперименты с монтажом, не опасаясь негативных последствий. Плюс, очень нестандартным образом пришлось решать вопрос с музыкой.

На полуготовый фильм не слишком корректно приглашать профессионального композитора (лично я считаю это неуважением к специалисту), поэтому я вооружился своим синтезатором, специальной программой, и записал музыку к «Плей-оффу» сам. Сначала я разработал основную тему, достаточно простую и электронную, а в дальнейшем варьировал ее от сцены к сцене, в зависимости от творческой задачи. Хорошо это получилось или нет – судить не возьмусь, но я вряд ли решился бы написать музыку к фильму сам, если бы он сделан от начала до конца. Так что и в этом есть какой-то плюс.

Что же в конечном итоге убило «Плей-офф»?

Это комплексный вопрос. Больше всего ошибок было допущено, когда шёл пре-продакшн. Но их можно было несколько сгладить, и дойти до более приемлемого законченного вида, если бы решения принимались быстрее, и имелся чёткий план. В итоге, главным убийцей своего фильма я считаю время. Вернее то, как режиссер им распорядился.

Шли месяцы и даже ГОДЫ. В конце концов, не осталось и половины тех, кто принимал участие в создании произведения. И собрать их обратно было практически невозможно.

Какие выводы я для себя сделал?

  • Подготовкой нельзя пренебрегать
  • При написании сценария тщательно учитывать организационные сложности
  • Всегда нужно быть уверенным в том, что главные сцены фильма удастся снять
  • Стараться закладывать вариативность в сложные эпизоды
  • Скромное малобюджетное производство, не смотря на большие сложности, позволяет создать на площадке атмосферу общего счастья и творчества
  • Когда ты остаешься один на один с готовым снятым материалом, можно дать себе свободу и экспериментировать

И как только я опубликовал «Плей-офф», я почувствовал огромное облегчение. Я сбросил камень с души, и у меня возник огромный творческий подъем. С первых чисел 2017-го я начал подготовку нового фильма. Его сценарий довольно экспериментальный, и метод создания картины тоже будет нетривиальным. Но всё, что есть в материале, имеется в зоне моей доступности, и я убежден, что удастся свести организационные сложности к минимуму. К тому же, я всё равно даю себе большое количество времени на пре-продакшн. Посмотрим, что получится.

Надеюсь, что и ваш фильм удастся! smile

P.S.

Для ознакомления прикрепляю тот незаконченный вариант «Плей-оффа», который поставил точку в этом проекте.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Craftkino // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru