Первая сцена в сценарии

У нас уже есть идея, жанр и синопсис, помните? Самое главное, конечно, при непосредственной работе над историей – это именно синопсис. Он не позволит нам заблудиться. Но возникает одна небольшая деталь: синопсис у нас на одну-две страницы, а сценарий будет 15-30 (если короткий метр) или 90-120 (если полный метр). Как перейти от первой формы ко второй?

pervaya czena

То, что в синопсисе выглядит одним предложением, в сценарии может быть несколькими страницами.

В данной статье и некоторых последующих я планирую поделиться своими размышлениями и опытом о том, каким образом начать писать сценарный текст непосредственно.


Итак, скорее всего, мы пишем киносценарий в линейной последовательности – то есть с самого начала. Таким образом, как ни парадоксально, в первую очередь мы напишем первую сцену (Капитан Очевидность так предполагает smile ).

Первая сцена

Тысячи, а может быть, и десятки тысяч короткометражных фильмов начинаются с того, как герой просыпается, встает с постели, чистит зубы и пьет кофе. Вне зависимости от жанра, сверхзадачи, ритма и т.д. С моей точки зрения, довольно скучное зрелище. Обыкновенные бытовые действия, не несущие никакой смысловой или драматургической нагрузки. К чему это приводит?

К раздражению зрителя от фильма в первые же минуты. Нетрудно догадаться, что далее человек будет в лучшем случае невнимателен, а в худшем – предвзят и станет цепляться к каждой мелочи.

Всё должно быть подчинено драматургии. Потому я предлагаю начать искать решение первой сцены с объекта – то есть места предстоящего действия. Где происходит дело? В отделении полиции? На кладбище? Может быть, в операционной комнате реанимационного отделения больницы?

На этот вопрос нам поможет ответить то, что мы уже наметили ранее на уровне идеи.
Я считаю, что наиболее успешная первая сцена любого сценария – это сцена, отражающая тему всей кинокартины.

Если речь идет о фильме про поимку серийного убийцы, то первая сцена может происходить на месте убийства (как в «Хэллоуине» Джона Карпентера) или в полицейской академии, где обучается будущий главный герой, расследующий дело («Молчание ягнят» Джонатана Демме).

dom

Когда речь идет о военном фильме, то это может быть вспыхивающий ярким пламенем лес, вокруг которого кружат вертолёты («Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы).

fire

Или же в случае картины, связанной с перемещением во времени, в первой сцене мы оказываемся в лаборатории, сверху донизу обставленной различными часами («Назад в будущее» Роберта Земекиса).

team

Короче говоря, место действия первой сцены желательно связать с тематикой истории вообще. Соответственно, если герой у нас вдруг примется пить кофе, то, возможно, он директор кофейной компании и далее нас ждет производственная драма (для примера).

Мы определили объект? Прекрасно. Теперь можно заявлять героя. Кто он? Причем, не стоит писать в тексте «это бывший десантник, служивший в Чечне» (хотя некоторые для удобства делают подобные пояснения в тексте) — в сценарии работает лишь то, что можно увидеть на экране.

Соответственно, заявить, что это за человек, можно только кинематографическими средствами. Деталями, внешним видом, манерой разговаривать, внешней атрибутикой и т.д. Если герой десантник – возможно у него где-то набита татуировка «За ВДВ!», либо он носит тельняшку вместе с армейским ремнем и вообще тяготеет к милитаристскому стилю одежды (берцы на ногах).

То, что он побывал в горячей точке можно показать за счет шрама или ожога на лице, вероятно, ему недостает какой-нибудь конечности. Вариантов тьма. При этом, совсем необязательно выдавать сразу всю информацию. Только то, что важно для первоначального понимания персонажа – и тут уж требуется провести отбор по собственному вкусу и нуждам.

В качестве примера давайте взглянем на появление генерала Хаммела в исполнении Эда Харриса в фильме «Скала». Этот человек сначала сидит в кресле и задумчиво курит сигару, глядя на висящую перед ним парадную военную форму.

Фоном мы слышим радиопереговоры бойцов, попавших в дикий переплет – они говорят «Генерал Хаммел, вы должны вытащить нас» (сразу заявление имени героя). Хаммел стоит дома перед зеркалом и надевает армейский жетон на шею.

zeton

Из фоновых переговоров становится понятно, что генерал не смог помочь солдатам из-за поведения вышестоящего начальства. Хаммел бережно надевает парадный мундир с полным набором наград – медали и ордена занимают практически всю грудь.

После этого мужчина снимает с пальца обручальное кольцо и кладет его на стекло, под которым виднеется фотография женщины. Рядом с его кольцом лежит другое обручальное кольцо меньшего диаметра.

kolco

Наконец, образ завершает решительный взгляд генерала.

vzglyad

Сцена практически сразу перетекает в следующую, в которой Хаммел идет на кладбище во всем этом обмундировании и с цветами, по пути отдав честь группе солдат.

hammel

Он оказывается возле могилы жены и обращается к ней с просьбой о том, чтобы она не думала о нем плохо, не смотря на то, что он собирается сделать.

Какую информацию мы получили о герое? Вдовец-генерал, отмеченный множеством наград, совесть которого отягощается воспоминанием о бесполезно погибших подчиненных, собирается пойти на некий спорный, возможно, противозаконный акт.

В общем-то, объект и персонажи – главные пункты, которые необходимо уяснить, чтобы написать первую сцену. Но в качестве довольно субъективного моего наблюдения я бы еще сказал о таком понятии, как слом ритма (особенно актуально для короткометражного сценария).

Что я имею в виду. В первой сцене, либо же на стыке первой и второй сцены сценарию не повредит резкое изменение ритма повествования. Если первую минуту происходящее производит спокойное, размеренное впечатление, то во второй минуте осуществляется мгновенный переход к повышенной динамике, либо наоборот. Для чего?

Для того чтобы встряхнуть зрителя и активизировать его интерес. Подобный фокус позволит удержать внимание в первые минуты, и фильм не будет сразу же выключен.

Конечно же, в статье я изложил сугубо собственную позицию по выше указанным вопросам. И вынужден был обходить стороной некоторые детали. Например, то, что в первой сцене совсем необязательно должен появляться главный герой, или то, что открывающий эпизод может состоять не из одной, а из нескольких сцен.

Но принцип остается тот же самый. Ради интереса можете посмотреть какие-нибудь очень известные и качественные фильмы на предмет того, как там сделан открывающий эпизод.

Если обнаружите что-то экстраординарное и удивительное – не стесняйтесь, сообщайте в комментариях. Обсудим!

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Craftkino // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru