В череде значительных фигур, разрабатывавших теорию драматургии, непременно нужно вспомнить человека по имени Лайош Эгри. «Искусство драматургии», его книга 1946-го года, подробнейшим образом рассматривает практическую сторону создания драматического действия, раскрывает внутреннюю кухню работы над героем, конфликтом и напряжением. И не смотря на то, что в большей степени Лайош Эгри концентрируется на предмете театра, для киносценариста его книга в высшей степени ценна.


Известно, что теория драматургии существует почти столько же, сколько живет сама драматургия. Основу изучения драматического действия для древнегреческого театра когда-то заложил еще Аристотель. Продолжил дело Гораций, а затем, спустя столетия, к научным изысканиям в этой области присоединились Лопе де Вега, Корнель, Шиллер, Лессинг и многие другие. Благодаря всем этим пытливым умам к ХХ веку человечество уже располагало более или менее развитой теорией драматургии. А в 1946-м году в США вышла очень важная книга, посвященная практической работе над рассказом истории. Ее написал Лайош Эгри. «Искусство драматургии» стало одним из главных учебников по этому ремеслу на Западе. И не смотря на то, что в книге в основном идет речь о театре и пьесах, нам, сегодняшним сценаристам и рассказчикам, грех будет не воспользоваться наблюдениями, которыми столь щедро делится с Лайош Эгри.

Лайош Эгри родился в Австро-Венгрии в 1888 году, но вскоре его семья эмигрировала в Соединенные Штаты, где первое время молодой человек зарабатывал на жизнь вполне пролетарским трудом на нью-йоркской швейной фабрике. Эгри с раннего возраста заинтересовался театром и драматургией и, по собственному признанию, первую пьесу написал в 10 лет. В дальнейшем он довольно активно работал над драматургическими произведениями, но основное призвание Лайош Эгри нашел в педагогической деятельности и теоретических исследованиях, что и воплотилось в книге «Искусство драматургии».

Лайош Эгри, «Искусство драматургии»

Первое, что следует отметить — то, что работа была написана в середине 40-х годов прошлого века и, соответственно, для Лайоша Эгри еще неизвестны многие хорошие пьесы и великие сценарии, написанные для кино (они попросту еще не появились на свет). Вообще кинематографа автор касается очень редко, предпочитая сосредоточить все свое внимание на классических образцах театральной драматургии.

Исследователь активно обращается к творчеству Шекспира («Отелло», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Гамлет»), Софокла («Царь Эдип»), Мольера («Тартюф»), современных ему Юджина О’Нила («Траур — участь Электры») и Ирвина Шоу («Предайте павших земле»), но особенное внимание уделяет произведениям Генрика Ибсена («Привидения», «Кукольный дом»).

Лайош Эгри

Читатель Craftkino вполне может задаться закономерным вопросом — зачем же читать данную работу, если она относится в первую очередь к театру, а не к кино? Однако я замечу, что театральная драматургия по своим принципам почти не отличается от драматургии в кино. Те же экспозиция, завязка, кульминация, развязка; то же формирование характеров; та же необходимость удерживать внимание зрителя. Театр имеет меньше возможностей работать с визуальными образами, чем кино, но на общую суть драматургии это мало влияет.

И вторая важная особенность того, что написал Лайош Эгри: «Искусство драматургии» очень хорошо и доходчиво систематизирует всю необходимую информацию о написании драматургического произведения. То есть на протяжении всей книги автор последовательно и подробно, с приведением аргументов, раскрывает сущность каждого драматургического элемента, будь то развитие героя, конфликт и его разновидности, структура или замысел. Что позволяет воспринимать «Искусство драматургии» именно как учебник, пособие по практической работе. Поэтому мне кажется, что текст Лайоша Эгри будет очень полезен начинающим сценаристам.

Обложка современного русскоязычного издания

Основные положения Лайоша Эгри

Я неоднократно писал в статьях на Craftkino, что у любого сценария (и фильма по нему) должна быть сверхзадача — та мысль, вокруг которой вращается все произведение и ради которой оно создано. Проще говоря, ответ на вопрос «О чем кино?».
Лайош Эгри уточняет и углубляет этот вопрос. В самом начале своей книги он вводит понятие замысла.

Замысел (по Эгри) представляет собой концентрированную идею автора, в которой воплощается и цель произведения, и тема, и вектор развития истории.
Для более полного понимания этого явления автор приводит в пример многие классические пьесы, определяя их замысел в виде одного предложения.

  • «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир) — Великая любовь побеждает даже смерть.
  • «Отелло» (У. Шекспир) — Ревнивец уничтожает и себя, и предмет любви.
  • «Тартюф» (Мольер) — Кто роет яму другим, сам в нее попадет.

Каждый из этих случаев Эгри подробно разбирает, обосновывая свою точку зрения.
Причем драматург утверждает, что четко и правильно сформулированный замысел содержит в себе движение и своего рода краткий синопсис:

«Скупость ведет к потере». Вышеназванный замысел — как, в принципе, любой хороший замысел — состоит из трех частей, каждая из которых имеет принципиальное значение для хорошей пьесы. Рассмотрим идею о том, что «скупость ведет к потере». Первая часть этого замысла предполагает наличие героя, причем скупого героя. Вторая часть, отраженная в слове «ведет», подразумевает конфликт, а третья часть, «потеря» — финал пьесы».

Многое Лайош Эгри говорит о персонажах и о глубоком подходе к разработке характеров. Автор «Искусства драматургии» настаивает, что создать живого персонажа можно только в том случае, если мы как следует уясним себе его биографию и целый комплекс качеств, свойственных его личности (все это далеко не обязательно должно быть проговорено в самой пьесе или сценарии, но обязано быть ясным для драматурга).

Эгри предлагает развивать персонажа, определив для него:

  • Внешний облик (пол, возраст, телосложение, особенности физиологии)
  • Социальный статус (классовая принадлежность, профессия, образование, семья, вероисповедание, национальность, политические взгляды, хобби)
  • Психологический портрет (нравственные устои, личные цели, темперамент, таланты, интеллект и т.д.)

В доказательство необходимости столь основательного подхода Эгри приводит, например, следующие утверждения:

«Возможно, он (герой — В.Д.) давно страдает от хронической болезни, но не подозревает об этом, однако автор должен о ней знать, потому что в противном случае он не сможет понять своего героя. Болезнь влияет на отношение этого человека во всему, что с ним связано. Безусловно, наше поведение сильно меняется в зависимости от того, больны ли мы, идем на поправку или совершенно здоровы.
<…>
Если вы родились на свет в подвале, а игровой площадкой вам служила грязная городская улица, то вы будете смотреть на мир иначе, чем мальчик, родившийся в особняке и выросший в красоте и чистоте.
<…>
На нее (на героиню — В.Д.) нахлынут воспоминания из собственного прошлого: боязнь социального остракизма, убежденность в мифических различиях между расами, совершенно безосновательные чувство расового превосходства и шовинизм».

Спектакль по -Кукольному дому- Генрика Ибсена

Чрезвычайно полезные и точные мысли Лайош Эгри высказывает и по поводу движения истории, ее развития. Так он напоминает, что любое действие и любой конфликт происходят в результате каких-то предпосылок. У всего есть свои причины, явление рождается из столкновения тех или иных сил. Причем, Эгри ссылается даже на окружающую природу:

«Давайте приведем в качестве примера дуновение ветра. То, что мы называем ветром, — это массированное расширение и сжатие невидимого потока воздуха, который нас окружает. Холод и тепло создают движение, именуемое ветром. Этот результат вызван самыми разнообразными факторами, которыми и обусловлена сама возможность действия. Слабый ветерок не появится сам по себе, из ниоткуда».

Что уж говорить о событиях в жизни человека? Они также вызваны массой факторов. Похожим образом зарождается и драматургический конфликт.

«Искусство драматургии» предлагает даже собственную классификацию конфликтов:

  • Статичный
  • Скачкообразный
  • Медленно нарастающий
  • Предчувствие конфликта

Для разъяснения вновь приведем соответствующие цитаты.

Статичный конфликт

«Герои, которые не могут принять решение, создают в пьесе статичный конфликт. <…> Человек, который ни к чему не стремится или не знает, чего хочет, не способен вести конфликт по нарастающей.»

Скачкообразный конфликт

«Ни один честный не решится на кражу в один миг; ни один вор не станет добропорядочным за тот же промежуток времени. Ни одна благочестивая женщина не оставит мужа под влиянием минутного порыва, не имея каких-либо предпосылок для ухода. Взломщик не может, едва успев запланировать ограбление, тут же совершить его. <…> Если ваш герой начнет с «верности», а затем семимильными шагами достигнет полюса «предательство», пропустив промежуточные этапы, получится скачкообразный конфликт»

Медленно нарастающий конфликт

«Нарастающий конфликт возможен в том случае, если у вас есть четко сформулированный замысел и хорошо аранжированные персонажи, прописанные на основе принципа трехмерности и тесно связанные между собой. <…> Бескомпромиссные герои, вступающие в смертельную схватку друг с другом, создают напряжение в пьесе. Замысел должен указывать им цель, и их должно влечь к этой цели с той же неизбежностью, с какой фатум ведет героев к своему предназначению в древнегреческой драме».

Предчувствие конфликта

«Конфликт — сердце любого литературного произведения. Не было на свете такого конфликта, который нельзя было бы предчувствовать. Конфликт — это колоссальный поток, который, подобно атомной энергии, одним возгоранием порождает целую серию взрывов. <…> Итак, предчувствие конфликта подсказывает зрителю, что вскоре он проникнет в саму суть вещей».

Вышеуказанными вопросами книга «Искусство драматургии» Лайоша Эгри, конечно, не ограничивается.

Выводы

Порой Эгри может казаться несколько занудным, особенно когда вставляет в текст размашистые фрагменты пьес, но без этой въедливости едва ли можно рассчитывать на серьезное проникновение в суть драматического действия.
Эту книгу нужно прочитать всем, кто уже работает со сценариями и пьесами или только планирует начать ими заниматься. Потому что она хорошо укладывает в голове огромную массу важнейших и сложнейших вопросов, которые неминуемо возникают перед автором в процессе построения драматургии. А ведь мы хотим научиться этому важному и интересному ремеслу.

Лайош Эгри, «Искусство драматургии» — приятного и полезного вам чтения!