Написанный текст всегда нуждается в правках. Иногда они могут быть лёгкими, а порой может потребоваться и глубокая переработка. Сценарий фильма не исключение. Мало его написать. Его нужно выстроить, довести до рабочего состояния. И здесь важнейшим этапом становится редактура сценария. Поговорим о том, как написать сценарий и отредактировать его.


Сценарий выглядит очень просто — сплошь буквы, да бумага. Но это кажущаяся простота. Он будто притворяется, усыпляет нашу бдительность. Иначе мы, сотни авторов, не могли бы исписать столько страниц о том, как написать сценарий правильно. Вот и я на Craftkino уже в который раз хочу объять необъятное. В этот раз предметом разговора будет процесс доведения сценария до законченного чистового вида — то есть редактура сценария.

По личному опыту я помню, что в самом начале творческого пути наиболее трудной кажется проблема доведения дела до конца. То есть написать сценарий полностью. Даже короткометражный (о полном метре и говорить не приходится). Но на практике чрезвычайно быстро становится ясно — недостаточно просто «добежать до финиша». Стоит просто внимательно перечитать сценарий от корки до корки, и ответственный сценарист тут же поймёт, что работа вовсе не завершена. В глаза бросятся не только обыкновенные опечатки с грамматическими и пунктуационными ошибками (само собой, их нужно вычистить). Станут всплывать логические трудности в повествовании, откровенные ляпы, ходульные и декламативные диалоги, а также такие драматургические дыры, сквозь которые, по выражению Стивена Кинга, «пройдёт и бульдозер».

Конечно, можно просто махнуть рукой на все очевидные нестыковки и шероховатости – и так сойдёт! Но будет ли подобный подход достойным уважающего себя автора? Сомневаюсь. Потому придётся засучить рукава и броситься в редактуру сценария с головой.

Теперь я хочу изложить ту организацию процесса, который оказался оптимален именно для меня. Наверняка многие авторы действуют иначе, и читатель тоже в дальнейшем волен избрать некий собственный путь в этом деле. Как и всегда в творчестве — многое индивидуально.

Подготовка

Многие сценаристы (я не исключение) не слишком любят редакторскую работу. Это кропотливый и тяжёлый интеллектуальный труд, требующий огромного внимания, дотошности и даже занудства. В куда меньшей степени редактура содержит собственно творчество – конечно, порой придумываются и дописываются целые сцены или персонажи, но зачастую приходится делать работу мелкую. Иногда кажется, будто это такой же труд, как написать сценарий заново.

Однако не всё так плохо. Своё удовольствие в редактировании сценария тоже есть, и об этом мы ещё поговорим. Но прежде требуется организовать подготовку к редактуре.

В первую очередь, как уже сказано, надо перечитать сценарий. Но обычного чтения недостаточно. Важно отмечать себе все моменты, вызывающие вопросы, будь то отдельная деталь, реплика, сцена, персонаж или даже целая сюжетная линия. Можно делать пометки непосредственно в сценарии (в примечаниях текстового документа или соответствующей программы), можно выписывать на отдельный лист или в специальный файл. Так могут накопиться десятки замечаний, которые непременно помогут позднее сделать произведение лучше.

В период написания этой статьи я занимался и занимаюсь редактурой своего полнометражного сценария «Красный ветер», и на 110 страниц черновика накопилось 104 мелких поправки, не считая целого ряда крупных.

Кстати говоря, бывает и так, что при перечитке в своём же тексте обнаруживаются любопытные ходы и концепции, которые появились там как бы случайно – автор не задумывался о них в тот момент создания черновика. Но взгляд на сценарий с холодной головой выявляет их. Подобные находки особенно приятно встречать и использовать.

После читки стоит определить круг наиболее серьёзных проблем материала. Это касается таких важных вещей, как мотивации героев и логика драматургии. Именно здесь автора поджидает самая трудная часть работы – без разрешения данных вопросов будет невозможно назвать киносценарий полноценным.

Впрочем, это не значит, что мелочи вроде несоответствия причёски персонажа в разных сценах допустимо игнорировать.

Доработка, переработка и сокращение

Фрэнсис Форд Коппола однажды сказал:

«Когда вы закончите страницу, не торопитесь смотреть. Переверните ее, потому что у молодых авторов есть гормон, который заставляет их ненавидеть то, что они пишут. Написали 6 страниц — идите, сделайте что-нибудь еще, займитесь чем-нибудь. А на следующий день снова садитесь и пишите. Когда наберется сотня-другая страниц, когда дойдете до конца, вот тогда садитесь и перечитайте. И вы увидите, что получилось, и удивитесь. Если бы вы сразу прочли первые 10 страниц, вы бы возненавидели себя за то, что получилось, переписывали бы это много раз и так бы и не дошли до конца»

С ним сложно не согласиться. Гораздо легче работать, когда есть возможность окинуть взглядом полную картину, хоть и сделанную вчерне.

Как следует подготовившись, сценарист может приступать к улучшению своего материала. В данном случае порядок действий может быть любым (так, по крайней мере, мне кажется). Например, никто никому не мешает разделить правки по категориям: вначале пройтись по всему сценарию, переписывая и сокращая диалоги; затем поправить переходы из сцены в сцену и т.д.

Безусловно, от сценариста на данном этапе требуется дисциплина и самокритика. Во-первых, конечно, нужно иметь в себе силы признать, что не каждая строчка идеальна. Во-вторых, придётся терпеливо внедрять исправления в готовый массив текста – нередко это порождает необходимость дополнительно стыковать те или иные элементы. В-третьих, работу такого характера не сделать за полчаса, и понадобится масса терпения.

Опять же из опыта могу вспомнить случай, когда в одном и том же сценарии я сначала понял, что нужно до основания переписать кульминацию (стало ясно, что изначальная не соответствует ни жанру, ни концепции, да и попросту примитивна), а затем вынужден был менять местами целые блоки событий, перестраивая структуру истории. Выполнение подобных задач изматывает и умственно, и физически. Но результат стоит того.

Особого внимания заслуживает сокращение. В кинематографии количество, к сожалению, не всегда переходит в качество. При редактуре может уходить 10-15% изначального материала. А то и больше. Иные сцены можно объединять, некоторые вовсе удалять (если они не оказывают никакого влияния на развитие драматургии), многие реплики героев часто подлежат сокращению из-за своей иллюстративности или пустоты. Иногда автор сам, будто скальпелем, должен отрезать целые ветки истории. Как говорил герой «Иронии судьбы», иногда нужно сделать кому-то больно, чтобы затем ему было хорошо.

Все цвета радуги

На Западе вариант сценария называют draft, и некоторые российские кинематографисты, подверженные излишней американофилии тоже теперь называют варианты «драфтами». Впрочем, это не столь важно.

В Голливуде для удобной редактуры принята система так называемых «цветных» вариантов (драфтов). Например, самый первый, недалеко ушедший от чернового, вариант сценария – это «белый драфт». Он напечатан на полностью белых листах. Затем сценарист решает внести какие-то изменения в сценарий. Тогда страницы, в которые внесли правки, печатаются на синей бумаге (или листах любого другого цвета, кроме белого). Так появляется «синий драфт». Это делается для того, чтобы сценарист или любой другой член команды могли быстро сориентироваться, где произошли корректировки. При последующей редактуре каждый раз берётся новый цвет: жёлтые страницы (белые и синие остаются); затем розовые, зелёные и т.д. В итоге на руках может оказаться пачка, разноцветная, как павлин. Должен признать, американцы придумали простой и очень эффективный способ отличать один вариант от другого.

 

Различный сценарный софт предлагает свои версии подобной «цветной» редактуры. Например в программе Celtx, которой я пользуюсь, существует режим ревизии, позволяющий выбрать определённый цвет – им, словно маркером, он будет выделять изменения (с каждым новым вариантом цвет можно изменять).

В совсем коротких сценариях, вероятно, указанный метод необязателен. В крупных же короткометражных и полнометражных он страхует от путаницы.

Немного метафизики

Неоднократно мы говорили, что кино, как любое искусство, тесно связано с ремеслом. И всяким ремеслом можно овладеть в полной мере при известных усилиях. В то же время я вынужден признать, что во время написания и редактуры сценария всё же возникает какое-то таинственное волшебство. И случается, что даже при чётко выверенном плане, синопсисе, отличном понимании собственной драматургии, материал начинает диктовать некие свои пожелания, о которых вы ранее не догадывались.

Например, вдруг, у автора на глазах будто самостоятельно трансформируется характер персонажа, с которым прежде всё было железно определено. Или из какой-то маленькой проходной детали разрождается целая линия или художественный образ. Честно признаться, когда происходит нечто подобное – это мне очень нравится. Это вдохновляет. И даже я, материалист, чувствую живое присутствие идеи рядом с собой.