Дорогие друзья, сегодняшней статьей я собираюсь открыть новую рубрику.
Я уже давно задумываюсь о том, что в мире кино многие имена, которые следовало бы знать каждому — забываются. Потомки забыли, кто оставил для них такое великое наследие. Конечно, я говорю радикально, но это сознательное обобщение. Мое убеждение состоит в том, что нельзя в полной мере овладеть искусством кино, если не быть знакомым с его традицией, истоками, большими мастерами прошлого.
Поэтому я намерен начать рубрику «Великие», в которой вспомню тех настоящих гениев, которые сделали кино возможным, путём упорнейшей практики и ночных бдений над теоретическими исследованиями. Благодаря ним мы обладаем такими драгоценными инструментами, как монтаж, крупность, эффект, темпоритм, саспенс и т. д.
Не думаю, что статей в рубрике будет много. Этих людей можно посчитать по пальцам двух рук — на то они и гении. И это не будут биографии. Я хотел бы сосредоточиться именно на тех открытиях, которые были сделаны, и на тех полях, где их возможно применять.
Открывает рубрику знаменитый «Господин из партера» — Жорж Мельес!
Почему Жорж Мельес?
Потому что это однозначно первый режиссер в художественном кино, который заслуживает внимания, и который внес огромную лепту в развитие кинематографа.
Француз Жорж Мельес работал на рубеже XIX и XX веков. Сначала как театральный режиссер – его спецификой были разнообразные трюки. Но после столкновения с кинематографом решил попробовать себя на этом поприще.
В тот момент кино, как искусства, в принципе не существовало. И он принялся упорно снимать свои спектакли на камеру (собственно за то, что в его фильмах всегда был виден пол сцены, Мельес и получил прозвище «Господин из партера»).
Фактически, он явился отцом всего игрового кино. Да, конечно, до него уже были постановочные картины — «Политый поливальщик» Люмьеров, например. Однако Мельес запустил съемку игровых картин на поток (по некоторым данным он снял около 600 фильмов, из которых до нас дошли около двух сотен).
Разумеется, тогда фильмы все были короткометражными — предполагалось, что зрителю трудно высидеть дольше 40-ка минут (чуть позже появится Дэвид Уорк Гриффит, который наглядно покажет всем, что ограничение в 40 минут — это ошибка, но о нем отдельная статья).
Итак, чем же отметился этот странный и эксцентричный француз?
Художественное кино как явление
По-моему, тут недооценить вклад крайне сложно. Если человек почти с нуля изобретает игровое кино — он гений. Мельес увидел в киносъемочном аппарате не просто устройство, способное фиксировать окружающую действительность в движущейся форме — он сообразил, что оно может создавать зрелище, иллюзию.
Первые жанровые фильмы
Вслед за открытием кино, как художественного зрелища, Жорж Мельес принимается активно штамповать свои мистерии на камеру. И в воспаленной голове иллюзиониста возникают первые в мире кинокартины, решенные в каком-либо определенном жанре. Например, «Замок» — это 3-минутный фильм ужасов про летучую мышь, превращающуюся в Мефистофеля. «Жанна Д’Арк» (не путать со «Страстями Жанны Д’Арк» Дрейера!) — историческая картина. Ну и, пожалуй, самая заметная из работ Мельеса — «Путешествие на Луну».
В ней рассказана полноценная история о людях, отправляющихся при помощи пушки на Луну и сталкивающихся там с инопланетянами. Для 1902-го года сюжет весьма причудливый!
Конечно, сегодня это всё смотрится смешно — это именно памятник мирового кино, а не фильм, который адекватно смотрится в современных реалиях. Однако любой фильм нужно оценивать с учётом контекста его появления — на тот момент никто толком не занимался фантастикой, да и жанровыми фильмами вообще. Что говорить, если кино даже как технология, существовало лишь каких-то 6 лет!
Трюки и эффекты
Я полагаю, что различные фокусы с киноплёнкой и камерой — главное, что сделал Жорж Мельес для художественного кино. Ибо некоторые из его приемов вполне можно применять и сейчас (я, например, кое-что использовал в самых первых любительских короткометражках).
Так как «Господин из партера» интересовался в первую очередь фантастикой, волшебством и иллюзией, то его занимали способы, позволявшие кино показывать волшебство. И Мельес обогатил кинематографический опыт целым рядом приемов.
Во-первых, остановка камеры в какой-то определенный момент; последующая замена объекта в кадре, и снова запуск камеры — получалось, будто один предмет прямо в кадре меняется на другой, эдакое превращение.
Во-вторых, он стал по нескольку раз снимать на одну и ту же плёнку разные фрагменты, закрывая то одну часть объектива, то другую — получалось, например, что одновременно в кадре могло быть несколько голов одного и того же человека (комбинированная съемка).
Его же изобретение — покадровая анимация. А также ускоренная и замедленная съемка.
То есть, фантастика, мистика и фэнтези вообще без Мельеса не могли бы существовать. Появившиеся в будущем немецкие экспрессионисты (ужастики и фантастика Германии 20-х годов) очень активно опирались на эти визуальные приёмы.
Поэтому вместе с отцом художественной кинематографии Жоржа Мельеса можно назвать и однозначным отцом спецэффектов в кино. И если мы зайдем теперь в кинотеатр и посмотрим на идущие фильмы, мы поймём, что дело Мельеса живее всех живых — в большинстве картин сегодня куча спецэффектов! И гениальный француз придумал этот подход больше сотни лет назад!
Конечно, по сравнению с другими гениями, о которых я планирую рассказать в рамках рубрики (Дэвид Гриффит, Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Бастер Китон, Чарльз Чаплин и др.), Мельес не так интересен, и у него почти ничему уже нельзя научиться. Но он был первым. И это очень важно.
За первым всегда следует второй. И дальше разрастается целый легион. Да, все режиссеры, работавшие после Мельеса, были более прорывными, более интересными, и ушли в качественном уровне на миллион шагов вперед. Но были ли бы они вообще, если бы до них не появился Мельес?
Так что давайте будем помнить «Господина из партера». Он подарил нам кино!