Вы когда-нибудь задумывались над тем, что кинофильм (как и любое другое произведение искусства) есть способ общения его создателей и аудитории? Если проще, кино с нами «разговаривает». И вот представим, что говорящие фильмы — люди.
Кто-то по-доброму шутит, кто-то с горящими глазами ведает о своей большой любви, кто-то грубит, кто-то занудно оперирует заумными терминами. Но может на пути встретиться и настоящий псих. Речь его обрывиста, движения резки, ноги заплетаются, а настроение меняется со скоростью солнечного света. Этот безумец — российское кино.
Как у большинства ненормальных, у него есть навязчивая идея. Даже несколько, и они находятся в непримиримом противоречии. Одна из них — «наш ответ Чемберлену». То есть бабахнуть надо как в Голливуде. Другая навязчивая идея нашего больного — никого не задеть и не обидеть (боже упаси, хоть каким краем коснуться острой темы!). Третий таракан состоит в беспощадном квасном патриотизме (все тут замалевать в триколор!). Когда безумец обуреваем лишь одной из указанных идей, он ещё способен периодически говорить и делать нечто связное. Но нередко все они входят в реакцию друг с другом, и тогда нашему взору предстает настоящий психоз. Примеры? Куда же без них! Ради этого мы здесь и собрались.
Представители современных российских фильмов
В 2015-м году Сарик Андреасян выпускает фильм «Мафия». И, к сожалению, фильм не о гангстерах (в этом случае речь шла бы только лишь о банальности). Это экранизация… настольной игры. Да-да, той самой, где люди садятся рядом друг с другом, глаза закрывают, ведущий говорит про то, как «город засыпает и просыпается мафия».
Делать в виде кино подобное мероприятие уже само по себе странность, но ведь нам надо не забыть ответить Чемберлену — поэтому это фантастическая антиутопия по типу «Голодных игр» и «Бегущего человека». Что получаем? Неудобоваримого мутанта.
«Москва. Далекое будущее. Карточная игра МАФИЯ стала самым популярным в мире телешоу. Одиннадцать человек соберутся за столом, чтобы выяснить — кто из них Мирный Житель, а кто безжалостная МАФИЯ. На глазах всего мира готовится коктейль из эмоций и чувств: хитрости, страха, лжи, ненависти, презрения, боли, гордости, страсти, любви и смерти. Ведь выигравший в схватке получит огромный денежный приз, а проигравший просто умрет…» (Кинопоиск, аннотация)
Я мог бы упомянуть еще классический фильм «Загнанный лошадей пристреливают, не так ли?» Сидни Поллака, но вряд ли создатели его смотрели. Также сюда добавляется пост-апокалиптика (наш ответ «Дороге ярости», разумеется). Как можно увидеть из концепции – перед нами просто безудержное творчество. Я готов был бы заплатить деньги, чтобы увидеть беседу, в которой зародились «Танцы насмерть».
«Москва, 2070-е. Ядерная война и катаклизмы уничтожили цивилизацию. В закрытом бункере на высокотехнологичной арене проводится жестокий танцевальный турнир, в котором состязаются молодые герои. Механизм арены — непостижимый симбиоз современных технологий и древних жертвенных ритуалов. Арена выкачивает из проигравших танцоров энергию, необходимую для выживания всего города.» (Кинопоиск, аннотация)
«У них не было ничего общего: Артем — простой парень из провинции, работяга и поэт, Лера — столичная штучка, чью жизнь распланировали родители. Но банальный курортный роман оборачивается обжигающей страстью, которая ломает судьбы. И хотя Лера выходит замуж за друга отца, а Артем назло женится на богатой даме постарше, их безумное влечение рушит все барьеры. Жажда плоти невыносима, и для приговоренных друг к другу любовников уже не существует ни правил, ни опасности, ни страха. И когда разрушительная страсть обагряется кровью, они уже не в силах остановиться…» (Кинопоиск, аннотация)
«Андрей и Лена — супружеская пара, они молоды и счастливы. Когда Лена уезжает на несколько дней, Андрей уходит в загул со своим лучшим другом. Переезжая из клуба в клуб, Андрей попадает в необычное место под названием «Фотоателье». Там ему предлагают принять участие в интригующей игре: побыть в роли другого человека, на несколько дней став шеф-поваром дорогого ресторана, у которого есть все: богатый дом, интересная работа и красивая жена. Теперь Андрею предстоит многое выяснить: кто такой шеф-повар, кем является он сам, и кому можно доверять в изменившемся мире.» (Кинопоиск, аннотация)
«Юный герой внезапно открывает в себе сверхспособности, позволяющие преодолевать силу земной гравитации и путешествовать сквозь пространство и время. Он избран в качестве игрока межгалактической сборной, которой предстоит сразиться за звание чемпиона и спасти галактику от вселенского оружия, способного уничтожать звёздные системы.» (Кинопоиск, аннотация)
Наконец, мы подходим к совсем свежему трейлеру ещё не вышедшего фильма «Дед Мороз. Битва Магов». Дед Мороз сражается со злом. Этим всё сказано. И сюжет не является пародийным. Создатели считают, что занимаются серьезными делами — соответственно, всегда надо выглядеть серьезно.
«Юную Машу мучают видения летающих огненных монстров. Мама переживает за дочь, одноклассники посмеиваются. Но однажды в самом центре Москвы Маша видит наяву сражение крылатых огненных чудовищ с молодыми людьми, которые называют себя магами. Один из них в последний момент, спасает Машу от нападения химеры. Так Маша попадает в секретную корпорацию, где узнаёт, что Дед Мороз реально существует и, возглавляя армию магов, способных управлять снегом и льдом, охраняет Землю от вторжения темных сил.» (Кинопоиск, аннотация)
Таким образом, в российском коммерческом кино сложилась парадоксальная ситуация. Мне всегда казалось, что неразвитые кинематографии склонны к банальностям. То, что давно пооткрывали ведущие производства, здесь мусолится, словно истинное откровение. Устанавливается царствие стандартных сюжетов, построенных на штампах. В какой-то степени Россия попадает под определение.
Стоит признать, современный российский кинематограф не является развитой индустрией (я бы даже сказал, что он вообще не является индустрией), как бы не бил себя в грудь Владимир Мединский. И поэтому мы стараемся как можно нагляднее показать, что мы умеем как в Голливуде («Обитаемый остров», «Экипаж» и т.д.). И картинку симпатичную научились делать. Казалось бы – можно остановиться и на этом, развиваться в рамках подобных банальностей. Но Российская Федерация, очевидно, слишком хороша для банальностей. Нужно что-то креативное, необыкновенное. Получаются «Танцы насмерть». И психопатия российкого кино только прогрессирует.
Излечимо ли это?
Согласен с позицией автора.
Насчет «Излечимо ли это?» — излечимо, вопрос только в том, как доказать больному (Российскому кино), что он болен? Ведь алкоголик никогда не признается, что он алкоголик…
P.S. У меня просьба к автору — здесь, в статье, речь шла про игровое кино. А как дела с документальным состоит? Спасибо.
Посмотрел все трейлеры в статье. До сих пор прибываю в культурном шоке XD
Это огромный и важный вопрос — как доказать больному, что он болен. Ибо очевидно, что те, кто сегодня делают кино либо сами не являются специалистами, либо живут в каком-то воображаемом мире. Для них существует какой-то свой здравый смысл, какой-то свой зритель, какая-то своя вселенная, в которой подобное кино востребовано и нужно. Может быть, они интернет не читают, не видят, как люди относятся к их креативу… Хотя не знаю. Это для меня загадка.
А что касается документального, то тут я несколько хуже ориентируюсь в вопросе. Но сугубо мое мнение — документальное кино уже гораздо дольше находится в кризисе. Ибо существует исключительно внутри самого себя. Документалисты делают кино друг для друга и показывают его на фестивалях. До обычного зрителя оно редко доходит. Я, по крайней мере, говорю именно о документальном кино, а не о научно-популярном, которое показывают по телевидению, и которое документалисты презрительно называют «Говорящими головами» (я, кстати, к науч-попу отношусь положительно).
Я пока еще путаюсь в терминологии, научно-популярные — это вроде передачи тв «В мире животных» и фильмов, к примеру, про динозавров? Мне пока трудно оценить, т.к. «говорящую голову» можно найти практически везде, на мой взгляд 🙂
Не так давно с удовольствием посмотрел на «дискавери» цикл «Вечера науки с Константином Хабенским».
Да, правильно, научно-популярные — это как раз что-то вроде «В мире животных» или картин BBC.
А ортодоксальные документальные фильмы обычно стараются искать иные средства выразительности. Можно, например, посмотреть фильмы Косаковского или Роберта Флаэрти («Нанук с севера», хоть это и эпоха немого кино). Там всё несколько иначе.
Самый жизненный жанр российского кино. Самое гадкое подобных фильмах — это полное соответствие реалиям «культурного отдыха» на Руси. Также встречаются забавные фразы типа «прокурор с генералом так впечатлений набрались, что уснули. Еще бы, места у нас красивые».
насчет документального кино…На мой взгляд, надежда есть) Из авторов хотелось бы отметить Елену Погребижскую: достаточно интересно и с перспективой работает
Согласен с Вами, Наталия!
Особенно это заметно на кинофестивалях. Там в документальном кино гораздо больше живых идей и участия художника в общественной жизни. Хорошо было бы, чтобы и игровое кино подтянулось.