Сегодня, дорогие друзья, от меня исходит предложение вернуться к вестернам. Еще в статье о классическом американском вестерне я сказал, что сам жанр предполагает огромное количество поджанров. И если классическая форма по понятным причинам — основополагающая, то наиболее оригинальной и влиятельной с художественной точки зрения оказался иной подвид. Я имею в виду спагетти-вестерн.
Это забавно, но именно черты спагетти-вестерна, плотно укоренившиеся в поп-культуре, для современного человека и являются признаками вестерна в целом. Еще более забавно то, что данные картины, хоть все и сделаны про Дикий Запад, однако целиком и полностью произведены… в Италии. Да-да.
Среди многих остается совершенно неизвестным то, что в самом американском из всех голливудских жанров победили итальянцы. Возможно из-за этого поджанр презрительно нарекли именем спагетти-вестерн.
«Долларовая трилогия» Серджио Леоне
Всё началось с никому неизвестного итальянского режиссера, с юности являвшегося большим любителем американских вестернов. Его имя навсегда вошло в историю кино — звали постановщика Серджио Леоне.
Он решил сделать своеобразный ремейк фильма Акиры Куросавы «Телохранитель». В японском фильме история происходила в средневековой Японии, и героем был самурай. Леоне адаптировал историю под Дикий Запад и сделал первый в истории спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» (кстати говоря, потом он проиграл суд Куросаве по обвинению в плагиате).
Этой картиной он положил начало череде своих вестернов, навсегда изменивших лицо жанра и давших дорогу целому потоку аналогичных итальянских картин. Всё тот же Леоне установил и главные отличительные черты спагетти-вестернов.
Рассматривать поджанр следует, пожалуй, на центрообразующей серии фильмов — так называемой «Долларовой трилогии», в которую входят «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой».
«За пригоршню долларов» (1964)
Безымянный герой в исполнении Клинта Иствуда прибывает в богом забытый городок Сан Мигель, в котором всю власть делят две группы: коррумпированная семейка шерифа Бакстера и аморальная банда братьев Рохас. Герой сотрудничает то с одними, то с другими, стравливая их друг с другом (частый в вестернах сюжетный стереотип).
Что заявляет Серджио Леоне в первом фильме трилогии? Странный Дикий Запад, очень отличающийся от американского — спагетти-версия данной местности выглядит как некий легендарный мир, в котором существуют вычурные, карикатурные и крайне кинематографичные персонажи. Люди здесь говорят яркими фразами; все будто только и делают, что целыми днями ходят с револьверами и стреляют друг в друга; города носят архитипические названия.
С визуальной точки зрения возникает невиданные для американских вестернов операторские приёмы — большое количество геометрически выстроенных общих и сверхобщих планов, чередующихся со сверхкрупными, и создающих дополнительное ощущение легендарности и эпики.
Наконец, уже в «Пригоршне долларов» Серджио Леоне придумывает две самых замечательных в спагетти-вестерне вещи — сверкающие пафосом, насыщенные саспенсом дуэли и подчинение визуального ряда мощному выразительному саундтреку (в большинстве случаев к спагетти-вестернам музыку писал Эннио Морриконе). Леоне предлагает нам посмотреть на Дикий Запад, как на своеобразный револьверный балет, в котором каждый поворот головы, касание пальцами рукояти пистолета или шаг в сторону наполнен огромной выразительностью.
Фактически первым же фильмом режиссер создает все основные характеристики нового поджанра (понятия не имею, как ему это удалось). Далее он лишь их укрепляет и отрабатывает. За исключением некоторых дополнений, которые будут упомянуты.
«На несколько долларов больше» (1965)
Уже никакого влияния Куросавы. Самостоятельный сюжет, больший размах, хотя всё по-прежнему довольно-таки малобюджетно. Кроме Клинта Иствуда (являвшегося единственным американским актёром в первой части) добавляется второй герой в исполнении Ли Ван Клифа (этот человек пропишется в спагетти-вестернах практически навсегда).
Сюжет рассказывает о двух охотниках за головами — вновь безымянном герое (кличка Монко) и полковнике Мортимере, которые гоняются за неуловимым и коварным грабителем банков по прозвищу Эль Индио.
Что любопытно, Эль Индио исполняет Джан Марио Волонте — тот же актер, что играл Рамона Рохаса в «За пригоршню долларов». Подобная рокировка касается многих второплановых персонажей и массовки. Таким образом, Леоне добавляет еще одну любопытную деталь в жанр — в разных фильмах используются одни и те же актёры, но у них меняются амплуа. Это на вооружение в дальнейшем возьмут и последователи режиссера.
В истории обыгрываются вопросы мести и золота — темы, ставшие самыми любимыми у постановщиков спагетти-вестернов.
Но дальше Серджио Леоне ждал настоящий успех — он создал вестерн на все времена.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Пожалуй, самый известный и самый популярный вестерн в мире. В рамках самой трилогии в историю добавляется третий главный герой. Таким образом их становится трое: по-прежнему безымянный Клинт Иствуд (в этот раз прозвище Блондин), ставший подонком Ли Ван Клиф в лице персонажа по кличке Ангельские Глаза и вспыльчивый бандит Туко (Элай Уоллах).
Кстати говоря, нельзя чётко определить, является ли Клинт Иствуд одним и тем же персонажем во всех трёх фильмах, ибо есть как общие черты, так и различия.
«Хороший, плохой, злой» рассказывает нам о заварушке, происходящей во время Гражданской Войны в США. Трое героев узнают о зарытой на кладбище огромной сумме денег: Туко знает местоположение кладбища, Блондин знает имя на могиле, Ангельские глаза не знает ничего, но сделает всё, чтобы забрать деньги себе.
Серджио Леоне довёл здесь спагетти-вестерн до совершенства.
«Долларовая трилогия» породила настоящий всплеск спагетти-вестернов в Италии. Их начали штамповать, как горячие пирожки. Как хорошего уровня, так и не выдерживающие никакой критики. Главными режиссерами жанра, кроме Леоне, стали Серджио Соллима, Джулио Петрони, Тонино Валерии и Серджио Корбуччи.
В дальнейшем сам Серджио Леоне снял не менее знаменитые «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита», в которых уже старался раздвинуть рамки собственного жанра, но его нововведения не стали тенденцией.
Давайте сделаем выводы. Признаки спагетти-вестерна.
- Как правило архитипичные сюжеты: месть, золото, странствие таинственного путника.
- Часто главный герой не имеет имени, прошлого или каких-либо других важных для понимания характера деталей.
- Колкие диалоги.
- Вычурный визуальный ряд. Обильное использование сверхобщих и сверхкрупных планов. Чёткое выстраивание геометрии кадра.
- Максимально тесное взаимодействие изображения, монтажа и музыки.
- Активное использование паузы и саспенса, как приёма.
- Взаимозаменяемость актёров и персонажей.
Чистый спагетти-вестерн сегодня встречается также редко, как и классический американский. К тому же, эталоном всё равно навсегда остается творчество Серджио Леоне.
Тем не менее, использовать элементы или адаптировать поджанр спагетти-вестерна под собственные нужды всегда можно попробовать. Я когда-то решился это сделать в своей короткометражке «Долина прокажённых». Почему бы и вам не поэкспериментировать? Дерзайте! 🙂