В современном интернете мы часто сталкиваемся с перечнями фильмов. Свои самые лучшие фильмы за всю историю предлагают авторитетные интернет-издания, крупные ресурсы о кино (вспомнить хотя бы известный топ-250 от IMDb или аналогичный список от Кинопоиска), паблики в социальных сетях и instagram-аккаунты. Craftkino тоже решил озаботиться формированием подобного списка. И в первом блоке фильмов говорим о характерных представителях ярких художественных течений в мировом кинематографе второй половины ХХ века.
Лично я не большой сторонник организации материала по спискам — это делает процесс ознакомления с миром кино несколько формальным, к тому же, такой метод неминуемо страдает от субъективности выбора. Поэтому я до настоящего момента держался от них подальше.
Однако сейчас пришел к выводу, что имеет смысл сформировать список (а вернее, череду списков) кинолент, на которых я учился сам — открывал различные средства выразительности киноискусства, познавал целые кинематографические миры. Потому я постараюсь создать свой список, на основе субъективного впечатления от пользы конкретных картин для лучшего понимания природы кино. Итак, будем смотреть и учиться.
Самые лучшие фильмы за всю историю по версии Craftkino. Часть первая
Первый список я хотел бы сформировать на основе принадлежности фильмов к важным творческим течениям в истории кино середины и второй половины ХХ века. В основном мои нынешние вкусы и предпочтения в кино сформированы именно этим периодом. В настоящем списке пойдет речь о таких явлениях как итальянский неореализм, «Новый Голливуд», английское «Кино рассерженных», французская «Новая волна», «Новое немецкое кино», а также советская «Оттепель» и некоторое время после нее.
Итальянский неореализм
Неореализм зародился в послевоенной Италии, как ответ на разрушения и нищету, в которой оказался итальянский народ после свержения фашистского режима и окончания боевых действий. В неореалистических фильмах зачастую съемки происходили в реальных локациях, роли нередко играли артисты-любители, а в сюжетах поднимались социальные проблемы. Большинство режиссеров неореализма придерживались левых политических взглядов.
«Рокко и его братья» (1960)
Режиссер: Лукино Висконти
«Похитители велосипедов» (1948)
Режиссер: Витторио Де Сика
«Битва за Алжир» (1966)
Режиссер: Джилло Понтекорво
«Рим, открытый город» (1945)
Режиссер: Роберто Росселини
«Ночи Кабирии» (1957)
Режиссер: Федерико Феллини
Новый Голливуд
Кинематограф «Нового Голливуда» сформировался в США конца 60-х годов и стал ответом на застой старой студийной системы, изжившей себя. Кинематографическая молодежь того времени хотела делать более авторские фильмы, вдохновлялась европейским кино и стремилась создавать более острые и актуальные произведения, чем раньше.
«Крестный отец» (1972)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
«Таксист» (1976)
Режиссер: Мартин Скорсезе
«Последний киносеанс» (1971)
Режиссер: Питер Богданович
«Возвращение домой» (1978)
Режиссер: Хэл Эшби
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Режиссер: Милош Форман
«Апокалипсис сегодня» (1979)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
«Кино рассерженных»
В Великобритании тоже бушевал общественный кризис, поэтому также возникло свое поколение недовольных молодых людей, считавших, что представители зажиточных слоев слишком погрязли в буржуазном мещанстве. Они стали делать суровые остросоциальные фильмы о рабочем классе и жителях спальных районов в явно протестном духе.
«Одиночества бегуна на длинную дистанцию» (1962)
Режиссер: Тони Ричардсон
«Такова спортивная жизнь» (1963)
Режиссер: Линдсей Андерсон
«В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960)
Режиссер: Карел Рейш
«Вкус мёда» (1961)
Режиссер: Тони Ричардсон
Французская «Новая волна»
В 50-е годы во Франции сложилась тусовка киножурналистов и критиков, которые считали создающееся кино устаревшим и невыразительным. Применив свои знания и взгляды, они начали создавать собственные фильмы, переквалифицировавшись из людей, пишущих о кино, в людей, его снимающих.
«400 ударов» (1959)
Режиссер: Франсуа Трюффо
«На последнем дыхании» (1960)
Режиссер: Жан-Люк Годар
«Пусть зверь умрет» (1969)
Режиссер: Клод Шаброль
«Хиросима, любовь моя» (1959)
Режиссер: Ален Рене
«Новое немецкое кино»
Кинематограф ФРГ переживал серьезный кризис в послевоенное время (по понятным причинам), но в 60-е годы там сформировалось поколение молодых режиссеров, желавших возродить немецкое кино. Написав манифест о развитии национального кино, они стали бороться за государственную помощь, и, в итоге, в последующие годы и десятилетия многие из них создали по-настоящему значительные картины.
«Фицкарральдо» (1982)
Режиссер: Вернер Херцог
«Небо над Берлином» (1987)
Режиссер: Вим Вендерс
«Страх съедает душу» (1974)
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
«Агирре, гнев божий» (1972)
Режиссер: Вернер Херцог
Кинематограф «Оттепели»
В Советском Союзе после довольно сложного сталинского периода, при Хрущёве стали немножко «раскручивать гайки», и это сразу же отразилось на кинематографе. Советские режиссеры стали больше обращаться к поэтическому языку, эмоциям, поднимать немыслимые ранее темы и отходить от соцреализма. Можно сказать, что это была советская «новая волна».
«Иваново детство» (1962)
Режиссер: Андрей Тарковский
«Я шагаю по Москве» (1963)
Режиссер: Георгий Данелия
«Девять дней одного года» (1961)
Режиссер: Михаил Ромм
«Первый учитель» (1965)
Режиссер: Андрей Кончаловский
«Андрей Рублев» (1966)
Режиссер: Андрей Тарковский
«Мольба» (1967)
Режиссер: Тенгиз Абуладзе
P.S.
Конечно, каждое из указанных течений состоит из куда большего количества фильмов. В данном случае я указал лишь наиболее яркие для меня лично. Однако в последующих списках обязательно будут затрагиваться и другие образцы этих же направлений. Самые лучшие фильмы за всю историю ждут вас!