Перед вами вторая часть большой статьи о постановке сцены. Сцена в кино, как нетрудно догадаться, состоит не только из драматургии — в таком случае её следовало бы оставить на бумаге, а не переносить на экран. В моем субъективном рейтинге вторым по значимости процессом после разбора драматургии является работа с актёром. Об этом в сегодняшней мысли о постановке.
Я уже говорил о моём отношении к актёрам в статье «Общее дело». Кинорежиссёр всегда предъявляет товар зрителю лицом. Актёр и есть то самое лицо. Именно он с экрана донесёт до человека эмоцию, взволнует его или же наоборот, заставит заподозрить обман. Артист словно глашатай ваших мыслей и чувств. Поэтому относиться халатно к работе с актёром — преступление перед лицом собственного фильма.
Безусловно, существует некоторое количество постановщиков, полагающих, что актёр, выражаясь словами Микеланджело Антониони «всего лишь элемент изображения, причём далеко не всегда самый главный». Может быть найдётся читатель, согласный с этим подходом — что ж, повторюсь, правильного рецепта не существует. Мне ближе идея о тесной работе с артистами.
Итак, во время пре-продакшена мы провели кастинг, утвердили актёров на роли во всей истории. Что дальше?
Как всегда, сколько людей, столько и путей. Расскажу, пожалуй, о собственном подходе к работе с актёром, а вы для себя решайте сами. Я снова, вооружившись карандашом и своим экземпляром сценария, начинаю расписывать мотивации для каждого героя.
Чего добивается герой вообще во всей истории? Ответ на этот вопрос даёт нам понимание общую линию поведения этого человека. Затем я выясняю, чего хочет персонаж уже в каждой отдельной сцене. Возникнет ясность с конкретными действиями героя внутри эпизода.
Приведу абстрактный, но очень простой, наглядный пример. Парень и девушка сидят в ресторане. Парень пришёл сюда для того, чтобы красивым жестом сделать ей предложение — кольцо у него уже в кармане. А девушка, наоборот, хочет как можно более мягко сообщить молодому человеку, что им нужно расстаться. От этого совершенно логичным образом станет протекать вся сцена в кино. Порой внутренние мотивации персонажей становятся по-настоящему неожиданными и сложными. Главное, не намудрить, и чтобы в основе мотиваций лежал здравый смысл.
Когда прояснились мотивации, я выписываю отдельно основные черты характера персонажа а также что-то вроде его эмоционального кода. То есть, например, «Иван. Основная черта — лень». Или «Ольга. Основная черта — педантичность». Лично мне таким образом удобнее определить эмоциональный тип существования персонажа в кадре.
Впрочем, в определённой степени изложенные выше действия — это примерная подготовка материала. Настоящая работа начинается уже в живом общении с актёром. И тут очень большое значение я придаю читке.
Что такое читка?
Само по себе мероприятие бесхитростное. Режиссёр вместе с актёрами собирается где-нибудь на несколько часов (желательно в уютном месте) с целой кипой распечатанных сценариев. Естественно, с карандашами (куда же без них!) и кофе-чаем. И все вместе спокойно читают каждую сцену по ролям.
Как только прочли — тут же обсудили, разобрались, что же там внутри происходит. Каждый высказал свое мнение, попробовали расставить акценты, прочитали снова. И так, в обсуждениях, иногда очень горячих, каждый доходит до понимания, как нужно делать эпизод. Нередко предварительные наработки режиссёра полностью перечёркиваются результатами такого общения, потому как коллективной работой рождается нечто более живое.
Этого ни в коем случае не стоит бояться — лишь хвататься и радостно использовать. Правда, нельзя в то же время поддаваться на откровенное давление и уходить от собственной концепции, сверхзадачи. Стоит также отметить, что читка – это не полноценная репетиция, это всего лишь набросок контура будущей сцены.
Специально для читателей я смонтировал небольшое видео, состоящее из фрагментов читки с актёрами Игорем Клычковым и Романом Дадаевым при подготовке короткометражного фильма «Серые дни» и кусочков тех же сцен, получившихся уже на этапе съемок.
Та же история и с репетициями. Счастье, если у вас и ваших актёров появляется возможность как следует порепетировать. Чем лучше отрепетирована сцена — тем легче и быстрее идёт сама съемка. Мне не везло практически никогда. Поэтому я вынужден был минут за 20-30 до начала съёмки уже на площадке проходить сцену. Это, собственно, приводило к тому, что репетиция плавно перетекала в непосредственно съёмку.
На площадке с актёрами важно развести мизансцену — их физические действия и перемещения по объекту, приближение или удаление от камеры и т. д. Но герой не может просто ходить или стоять — любые его движения должны быть наполнены внутренним развитием. В противном случае получится самый ужасный российский сериал.
В силу ограниченности формата я не могу по-настоящему подробно коснуться актёрских систем, но думаю, что в разделе профессиональной литературы можно будет позже поговорить о Константине Станиславском и Михаиле Чехове. Предварительно очень рекомендую ознакомиться с их трудами. Потому что если режиссёр не поработает с актёрами, то больше с ними некому работать.
Тем не менее, читатель, особенно никогда не работавший с профессиональными артистами, может справедливо вознегодовать — «А что если в мою картину не удастся позвать профессиональных актёров?!». Резонный вопрос. Я тоже первые несколько фильмов снимал с друзьями и знакомыми. И там, конечно, своя специфика.
В то время, как профессионал идёт от знаний и опыта, любитель может оперировать лишь инстинктом, ощущением. Поэтому здесь основную работу нужно провести еще на кастинге. Обратить внимание на психофизику человека (характер движений, мимики), голос, взгляд, и, самое главное, отношение к объективу камеры — еще до съемок постарайтесь много фиксировать его на видео, чтобы понять, естественно ли он ведёт себя в кадре.
Ну и пожалуй, надо особый упор делать на типажность. Кстати, в работе с непрофессионалами тоже есть свои плюсы: если удалось добиться точного попадания, то в роли появится неповторимая правда, а также у них, как правило гораздо свободнее график, чем у артистов. Рекомендую посмотреть два фильма Андрея Кончаловского: «История Аси Клячиной» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в которых практически все исполнители — обычные деревенские люди, и при этом это художественные кинокартины.
- Точно обозначить мотивации персонажей и их характеры
- Провести читки и/или репетиции
- Проработать поведение актёра в кадре, разобрать сцену по физическому и внутреннему действию
Я очень сильно упрощаю. Реальность, конечно же, гораздо сложнее. И любой, кто сталкивается с реальным кинопроизводственным процессом сразу же поймёт, насколько многогранна работа с актёром.
Но я стараюсь нарисовать что-то вроде примерной карты местности, чтобы уже, отталкиваясь от неё, можно было самостоятельно исследовать и путешествовать по удивительной стране под названием «сцена в кино».