Не так давно просматривая все статьи блога, написанные с момента его основания, я с удивлением обнаружил, что за исключением материала о съемочной группе, мною не было написано ни одного текста о непосредственной съемке фильма. Что, разумеется, странно, если принять во внимание общую направленность ресурса.
Схватившись за голову, я решил сейчас же исправить ситуацию и открыть беседу про один из самых главных элементов съемочного периода фильмопроизводства — это сцена в кино. Но как только ваш покорный слуга радостно забарабанил по кнопкам клавиатуры, чтобы написать статью об этом, выяснилось, что предмет слишком обширен для рассмотрения в рамках нашего формата.
Этот разговор нельзя просто сжать и законспектировать в формат обыкновенной статьи Craftkino. Я столкнулся с выбором: написать здоровенный текст, в несколько раз превышающий стандартный материал ресурса, временно отказаться от написания или разбить предмет на несколько частей. И решил остановиться на последнем варианте.
Придётся разделить мероприятие на несколько глав, которые я может быть немного сентиментально назвал мыслями. И первая коснётся драматургии.
Сцена в кино
Вряд ли я буду оригинален, если всё же замечу, что фильм в принципе состоит из одной, двух или множества сцен. Именно внутри сцен кинематографист использует все те средства выразительности, необходимые для передачи чувства и информации зрителю. Это что-то вроде предложений в тексте. И также как каждое предложение должно логически вытекать из предыдущего, так и сцене нужно находиться в гармонии со здравым смыслом.
Впрочем, лично я полагаю, что при постановке сцены нет никаких чётких и конкретных правил. В настоящей статье (или статьях, если угодно) я лишь постараюсь взглянуть на некоторые возможные мероприятия при постановке, в то время, как методов может быть бесконечное количество — ведь творческий процесс строится не только на рациональном, но также тесно связан с чувственным началом и инстинктами.
Сцена в кино — понятие сложное, состоящее из множества аспектов. Совсем упускать хотя бы один из них откровенно не рекомендуется. 🙂
Так как в начале автор уже обозначил конкретное течение мысли, то сейчас сосредоточимся именно на аспекте драматургии.
Очевидно, при подготовке к съемке был создан некоторого качества драматургический материал — киносценарий. Мы уже говорили о его ценности не раз и не два. Но речь шла о сценарии в общем. Теперь же взглянем на это со стороны постановки и дробно.
Ведь снимать нам также предстоит отдельными сценами, почти всегда не в хронологическом порядке, с большим разрывом во времени и в совершенно разных местах. Как сориентироваться? Необходимо же удержать материал, не дать ему рассыпаться, когда всё смонтируется в одно повествование!
Лично я за несколько дней до начала съемок сажусь за стол с распечатанным сценарием (хотя в общем предпочитаю работать в электронном виде), вооружившись парой-тройкой карандашей и разбираю полностью всю историю от начала до конца. Каким образом?
В первую очередь я даю каждой сцене название — что-то вроде наименования главы в книге. Например «Сцена X. Последний шанс» или «Сцена Y. Предатель».
Во-первых, я это делаю для того, чтобы точно определить хребет всего эпизода. Как только он мне известен, я легко сориентируюсь на съемках, какое решение принять в том или ином рабочем моменте, и при этом не навредить общей концепции фильма.
Во-вторых, он позволяет понять эмоцию, которую надо в итоге донести до зрителя. Если сцена вызывает сомнение или таит в себе опасность, я могу сделать рядом с названием в скобках пометку «Опасность: свалиться в излишнюю сентиментальность» (как пример) или с мыслью попробовать вариант другой интонации.
Здесь же под тщательным разбором сцена в кино делится на смысловые куски.
Помните разговор о конструкции в статье о синопсисе? То же самое, только в рамках одной сцены.
Какова расстановка сил в начале? Как протекает темпоритм сцены? Как и где происходят её поворотные моменты? Каков её итог и место в общей картине всего фильма? Эти вопросы нужно прояснить, чтобы сцена не вышла сумбурной или излишне затянутой, и чтобы зритель чувствовал, что она наполнена неким внутренним действием (даже если это просто разговор двух людей).
Но даже когда режиссёр разобрался с «живым» содержанием эпизода, его творчески-организационные муки не окончены. Обязательно требуется разобраться с тем, какие кадры будут сниматься в первую очередь, а какие потом. Сколько времени вы вообще можете потратить на съемку сцены (особенно это актуально в том случае, когда за одну съемочную смену должны быть сняты сразу несколько сцен).
Этот чисто административный вопрос часто встаёт в силу несовершенства мира, в котором мы живем — например, есть какие-то сложности со съемочным объектов, или один из актёров может сниматься только в какое-то конкретное время, и его график не позволяет снимать сцену последовательно. В конце концов, зачастую какие-то кадры снимаются друг за другом (а в смонтированной сцене встанут иным порядком), просто чтобы не менять схему света по 20 раз.
Я затрагиваю эту тему в разговоре о драматургии при постановке потому, что часто, если нет никакой организационной возможности снять сцену такой, какой она изначально написана, придётся переписывать эпизод. С учётом всех обстоятельств.
В большом кино таким планированием занимается второй режиссёр, но в микробюджетных или безбюджетных фильмах с этим сталкивается и режиссёр-постановщик. На моём опыте мне этим приходилось заниматься в 100% случаев. Периодически из-за организационных сложностей приходится выходить на съемку той или иной сцены, как на поле боя, где происходит одновременно тысяча событий, и все не по плану.
Тогда требуется проявлять ловкость, реакцию и быстро принимать решения. Иногда я слышу самоуверенные заявления: «В моём кино всё будет продумано от начала до конца, и непременно пойдёт, как задумано». Никого не стану разубеждать. Просто попробуйте.
Если говорить совсем уж по правилам, то в любой киношколе вам скажут, что следует оформлять всё вышесказанное в формате режиссёрского сценария. Это монструозный по своим размерам гроссбух в виде таблички с делением на сцены, кадры, крупности, объект, действие, персонажей, реквизит, технику и примечания.
Работа над ним — отдельный трудоёмкий процесс. По идее режиссёру следует заносить в графы таблички всё, что может пригодиться ему при постановке всего фильма и отдельных сцен.
Меня работа над режиссёрским сценарием очень утомляет и кажется мне данью обыкновенной бюрократии — на всё нужна бумажка, в которой вы всё предскажете с точностью до секунды (да, там даже хронометраж сцен указывается). Мне, как постановщику, ближе живая работа с материалом, когда я могу прямо по тексту сценария рисовать всякие стрелочки, подписывать возле реплик комментарии, рядом с объектами приписывать названия сцен и т. д.
Но моя позиция в вопросах постановки вообще довольно-таки анархическая — я не делаю очень многого, что делать принято, просто в силу того, что мне неинтересно это делать или я не вижу в этом смысла. Вполне возможно, что в этом я ошибаюсь.
Проделав такую подготовительную работу над драматургией каждой сцены, режиссёр создает сам себе дополнительную поддержку на съемках. Обстоятельствам гораздо труднее будет сбить его с курса или ввести в состояние ступора (хотя, поверьте мне, иногда случаются такие форс-мажоры, которые выбьют из колеи, будь вы хоть самый подготовленный человек на свете). К тому же, когда на площадке начинается вся съемочная чехарда, постановщику попросту некогда разбираться с сутью и смыслами.
Однако как вы понимаете, разобраться со сценарием перед постановкой сцены — дело чрезвычайное важное, но далеко не единственное. Предстоит уделить не меньшее внимание актёрам и их персонажам; оператору и технике; художнику и реквизиту; продюсеру и деньгам и т. д.
Обо всём этом я надеюсь поговорить в рамках этой большой многораздельной статьи.
На этом моя мысль о драматургии заканчивается!