Как изменился мир и наш быт в течение каких-то пары недель! Многие из нас оказались заперты по своим квартирам и домам. Что же теперь там делать? Мой ответ — смотреть фильмы, конечно же! С моей точки зрения просмотр кино во время карантина может стать полноценной учебой. Об этом я и размышляю в новой заметке.


История нам громогласно заявляет о себе, напоминая, что все наши планы могут быть чрезвычайно хрупкими перед лицом глобальных перемен. Прошел всего месяц, а на нас с вами свалился экономический кризис, пандемия коронавируса и тотальная изоляция. Как следствие, напрочь утрачена и уверенность в завтрашнем дне. То, что многих заперли в своих квартирах и домах лишь усугубляет состояние смятения. И в этих условиях искусство становится одним из немногих средств, способных так или иначе скрасить тяжелые времена. Мы все в одной лодке, и потому я хочу поделиться своими ощущениями по поводу того, как нам помогает кино во время карантина.

Для начала поделюсь личным опытом. Дело в том, что я действительно очень люблю кино. Получаю огромное удовольствие от самого процесса его просмотра, от открытия новых горизонтов в этом искусстве, от возможности почувствовать эстетическое и эмоциональное впечатление от показываемого произведения. В очереди на просмотр у меня всегда есть 180-200 фильмов, созданных в разные эпохи и в различных кинематографиях, которые я еще не видел по тем или иным причинам. Но в силу рутинных жизненных обстоятельств, таких как ежедневная работа, семья, сопутствующие дела, я совершенно не успеваю знакомиться со всеми эти картинами. В лучшем случае удается посмотреть пару фильмов в неделю, на выходных.

Теперь, когда работа перешла в удаленный режим, а самоизоляция необходима для борьбы с распространением коронавируса, появились и лишние часы, чтобы, наконец, посмотреть или пересмотреть то, что давно собирался (по меньшей мере теперь не приходится тратить время для пути на работу).

Уже удалось освежить память по поводу «Охотника на оленей» Майкла Чимино, «Пепла и алмаза» Анджея Вайды и «Родни» Никиты Михалкова; посмотреть давно запланированные «Чужие письма» Ильи Авербаха, «Сильную жару» Фрица Ланга и «Водителя» Уолтера Хилла; наконец, ознакомиться с «Джентльменами», новым фильмом любого многими Гая Ричи. Каждый натолкнул меня на ряд впечатлений и чему-то научил.

К тому же параллельно удалось погрузиться в изучение книги Лайоша Эгри «Искусство драматургии», которая представляется мне замечательным пособием по вопросам работы драматургии, ее структуры, формирования героя, движения истории и т.д. Когда прочту эту работу до конца, в обязательном порядке напишу обзор на нее на страницах Craftkino.

Так или иначе, довольно мрачные обстоятельства подарили определенные возможности. И мне кажется, что всем тем, кто любит кино, создает его или мечтает создавать, стоит использовать их.

Самоизоляцию можно рассматривать как хорошую домашнюю киношколу. Кино на карантине можно смотреть много, получать от него удовольствие и, самое главное, учиться. Мы уже как-то говорили об учебе на просмотре в статье «Связная речь. Что такое киноязык?«. Сейчас самое время обратиться к этому методу обучения. Давно не можете собраться посмотреть «Семь самураев» Акиры Куросавы, потому что он идет 3,5 часа, да еще черно-белый? Сегодня вы имеете отличную повод все же преодолеть страх и увидеть эту картину — торопиться нам всё равно некуда.

Мечтали узнать, кто такие Ингмар Бергман, Андрей Тарковский и Лукино Висконти, да всё руки не доходили? Эти великие товарищи с удовольствием зайдут к вам в гости в течение карантинного апреля.

К тому же наверняка многое из профессиональной литературы не прочитано. Собрания сочинений Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина, исследования по актерскому мастерству от Константина Станиславского и Михаила Чехова, обозрения по истории кино от Жоржа Садуля или Михаила Трофименкова — всё это и многое другое ждет своего въедливого читателя. В конце концов, можно просто почитать классические киносценарии общепризнанных шедевров. Когда-то я многое вынес из чтения текстов «Таксиста» Пола Шредера, «Апокалипсиса сегодня» Джона Милиуса или «Рокки» Сильвестра Сталлоне — попробуйте!

Хотя, безусловно, не так-то легко будет самозабвенно отдаться образовательному процессу тем, кому не повезло остаться в этот суровый период без работы или без зарплаты.

Я прекрасно знаю, насколько это тяжелые обстоятельства, т.к. за 2018-й год я 4 раза терял работу и вынужден был длительное время выкручиваться без средств к существованию. Были и студенческие времена, когда с финансами тоже обстояло все совсем не так уж радостно. Но также по своему опыту могу сказать, что именно в такие сложнейшие периоды жизни кино чуть ли не единственное приходило мне на помощь — благодаря ему мне удавалось отвлечься от суровых испытаний. Многие эстетические открытия и творческие идеи приходили ко мне как раз в те самые периоды безденежья.

И в этом контексте хотелось бы высказать еще одно соображение. Может быть изоляция позволит нам поработать над своими творческими проектами. Над сценариями будущих фильмов по меньшей мере. Мне кажется, что мир во мгновение ока превратился в интересное место, полное неожиданностей и опасностей. В какой-то степени это весьма подходящая атмосфера для создания художественных произведений. Я уверен, что кино во время карантина можно планировать, готовиться к нему и вытачивать свой материал до миллиметра. Повторюсь, мы никуда не спешим.

Сам я в настоящий момент работаю над сценарием одного стороннего проекта, к которому меня попросили присоединиться, а также занимаюсь глубокой редактурой собственного полнометражного сценария. Кто знает, может быть за время карантина и еще что-нибудь придет на ум.

Надеюсь, что читатели Craftkino также сумеют за время карантина написать несколько захватывающих сценариев — мне бы этого очень хотелось.

В любом случае, судя по происходящим в мире изменениям, многое в окружающей нас действительности преобразуется. Оно уже начало трансформироваться. Например, образовавшийся кризис к настоящему моменту успел нанести тяжелейший удар по студийной системе Голливуда и других стран (в том числе и России). Чем черт не шутит, возможно через какое-то время этот левиафан, производящий такую массу безликих блокбастеров и давящий любую творческую инициативу, пошатнется, и это откроет коридор возможностей для новых людей. Людей, по-другому смотрящих на кино, стремящихся рассказывать иные истории и готовых действовать более радикальными методами.

Тогда и наше с вами самообразование, и наши с вами проекты могут очень даже пригодиться.