Как я уже обмолвился в предыдущей статье, прежде, чем вооружаться литрами кофе и блоками сигарет, чтобы написать свой сценарный шедевр, здорово нам с вами было бы определиться, в какой стилистической направленности будет наш фильм.
Какой будет его форма? В этот раз мы обсудим, что можно предпринять, чтобы как можно быстрее найти для себя ответ на этот вопрос.
По моему опыту, существует две самых эффективных отправных точки для этого нелегкого дела: жанр и персонаж. Есть и другие стартовые позиции, но они либо возникают по стечению обстоятельств (сон вам приснился, например, в котором вы увидели целую сцену, которая и продиктовала вам всю форму сценария), либо не столь безотказны.
Итак, поехали.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА №1. ЖАНР
«Как бы ни усложнялась, ни трансформировалась жанровая форма в современном фильме, она должна быть. Жанр — все равно есть жанр. Он необходим. Это правила игры, которые режиссер с первых же кадров заявляет своему зрителю, чтобы тот знал, в какую игру с ним играют — в шашки или в поддавки»
Андрей Кончаловский, «Парабола замысла»
Правила игры. Ключевое словосочетание в высказывании Андрея Сергеевича.
Когда мы с вами выходим на паркет баскетбольной площадки, нам ведь не придет в голову пинать мяч ногами. А если нам напялят на ноги коньки и выпустят на лёд, определенно мы не примемся кидать шайбу руками в сетку ворот.
Почему? Потому что нам известны правила. Зная их, гораздо легче определить, нравится вам игра или нет, и если нравится — как в нее играть.
Лично для меня выбор формы по жанру всегда является основным.
Например, я думаю «У меня есть идея о правосудии, которое вершится руками недостойных людей». Идея довольно агрессивная и жестокая. Какой жанр подойдет к ней? Тут уже выбор чисто вкусовой.
Кто-то решил, что это детектив, и получатся «Секреты Лос-Анджелеса»; кто-то выберет боевик и образуется «Расплата»; кто-то выберет хоррор и выйдет «От заката до рассвета» (да, он комедийный, но в принципе баланс сил там восстанавливает грабитель банков, если вы помните — личность весьма сомнительная). Вариантов тьма.
Я, когда писал сценарий своего короткометражного фильма «Долина прокажённых», решил, что мне подойдет вестерн. Я всегда любил вестерны и мечтал сделать картину такого типа. Далее начинается препарация жанра.
Нам нужно вспомнить целую батарею фильмов этого направления (не только самые любимые), чтобы понять, как конструируется этот жанр в целом.
Когда я стал разбирать вестерны по винтикам, я понял, что как правило дело происходит в каком-то Богом забытом городке, в котором имеются две противоборствующие силы, обе имеющие проблемы с законом (даже если один из представителей этих сил — шериф), и в этот жестокий мир попадает безымянный герой. Это как сюжетный стереотип.
Далее пришло осознание, что вестерн — нереалистический жанр. Дикий Запад — миф, полностью созданный Голливудом. И стилистика любого вестерна окутана огромным пафосом. Это пальчики, играющие у револьверной рукоятки; это широкий шаг и стрельба без промаха; это картинные позы и красивые речи.
Всё это позволило мне написать мою историю (другое дело, что я допустил в материале ряд ошибок, но сейчас не об этом). Конечно же, поняв многие жанровые признаки, вы можете пойти проторенной дорожкой, и сделать, как в десятках и сотнях представителей направления.
Но это не так интересно. Гораздо интереснее модифицировать схему под себя. Искать в ней нечто новое и удивительное. Но чтобы так действовать, надо прекрасно представлять себе основу.
Я не буду рассматривать схемы основных жанров даже кратко. Потому что, во-первых, самих жанров чрезвычайно много, а во-вторых, по каждому из них можно написать хоть целую книгу (как раз сейчас я занимаюсь в свободное время чтением и переводом на русский язык большой американской книги «Writing the horror movie» о природе фильмов ужасов). Но надеюсь, принцип анализа вам понятен.
Самое важное в данном подходе — очень много смотреть кино. Нельзя написать хорошую криминальную драму, если вы не смотрели «Крестного отца», «Секреты Лос-Анджелеса», «Лицо со шрамом» и «Казино».
Но это я называю примеры легендарные. А есть множество других. Иногда даже забытых (типа «Чёрного цезаря» или «Злых улиц»). Смотреть, анализировать, запоминать. Если трудно прокручивать всё это в голове — можете конспектировать, записывать по пунктам. Всё пригодится.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА №2. ПЕРСОНАЖ
«Вы понимаете человека, личность, если понимаете, что заставляет его действовать тем или иным образом. Хорошо знать человека – знать, что «заставляет его тикать»
Айн Рэнд, «Искусство беллетристики»
Если мы по каким-либо причинам не можем или не хотим плясать от жанра, то другим очень полезным способом определения формы повествования является персонаж. То есть первый вопрос, который мы себе задаем, звучит так: «О ком я хочу рассказать историю?».
Центром всей работы становится личность, человек. Так, наша фантазия может создать подростка, ворующего магнитолы или серьезного промышленника, производящего железнодорожные рельсы — и в обоих случаях складывающееся повествование будет абсолютно разным.
Скорее всего первым на ум нам в голову придет главный герой. Но вполне возможно, что история начнется с антагониста (так сценарий «Терминатор» начался с концепции металлического скелета) или вообще второстепенного персонажа. Это уже не принципиальный вопрос.
В отличие от предыдущего метода, когда главной тренировкой будет просмотр огромного количества кинофильмов, здесь гораздо более полезным окажется наш собственный жизненный опыт. То, каких людей мы встречали на жизненном пути, насколько тонко и хорошо мы их понимали, что нас интересовало в них — всё это скажется на создаваемых нами персонажах.
Например, мой самый первый сценарий, который я написал на вступительном экзамене в университет, начался с того, что я вспомнил мужичка, звали его Миха, работавшего со мной на аптечном складе когда-то (я там подрабатывал грузчиком, а он был водителем грузовика).
Это был очень безалаберный товарищ, способный на Газели посреди города развить 110 км/ч, обзывавший всех остальных участников движения козлами, и имевший крайне радикальные политические взгляды. Я решил, что такой человек вполне мог бы стать героем сценария.
Просто сделал его не водителем грузовика, а таксистом, чтобы он в рамках сценария мог общаться с незнакомыми людьми. Наверняка в вашей жизни встречалась куча любопытных индивидуумов.
Прочитав однажды статью про хоккеиста Яромира Ягра, который страдал игроманией и просаживал тысячи долларов в казино, я взял его за основу и написал сценарий «Плей-офф» — про баскетболиста, делающего ставки на тотализаторе (над этим фильмом я до сих пор работаю).
Мы можем как угодно трансформировать и дополнять первоначальный образ. И нередко эти дополнения (а следовательно и размышления над героем) сами наталкивают нас на нужный ход и развитие истории.
Сначала возникает какая-то черта характера или особенность поведения, потом профессия, из профессии — ситуации, из нее другие персонажи и так далее, как снежный ком. Всё это происходит в любом порядке, но эффект один и тот же.
Не смотря на то, что в данном случае в основном используется жизненный опыт, здесь также очень пригождается насмотренность разных кинолент, знание их персонажей.
В завершение хочется сказать, что каким бы путем мы не пошли, самое главное — это найти крепкий плацдарм, с которого мы могли бы прыгнуть в развитие истории. Может быть все даже начинается с детали (как сценарий «Красоты по-американски» начался с идеи сценариста о том, как наполненный воздухом полиэтиленовый пакетик носится по улице).
Главное быть внимательным к своим мыслям и воспоминаниям и много смотреть кино!