Мы продолжаем наш разговор о разнообразных кинематографических жанрах. И, чтобы не повторять что-то схожее с нуаром или боевиком (последними статьями на эту тему), попробуем уйти в совсем другую степь. Поэтому сегодня речь пойдет о самом эпическом из всех жанров — это пеплум.
Вообще понятие эпического в настоящей статье будет всплывать снова и снова, т. к. вся основа пеплума как такового лежит в эпосе, произрастает из оного. Но прежде, чем мы окончательно окунемся в разбор жанра, разберемся с тем, что же это за слово.
Что такое пеплум?
Многим оно покажется необычным, странным. Однако его сущность знакома всем любителям кино уже не первый год. Если кратко, пеплум — это эпический фильм исторической направленности.
В качестве ярчайших представителей жанра можно назвать фильмы «Гладиатор» и «Бен-Гур».
Тем не менее, спешу предупредить, что не каждый исторический фильм является пеплумом — с этим мы разберемся позже.
Итак, сам жанр появился еще во времена немого кино, причем задолго до завершения беззвучного этапа. Одним из первых пеплумов был снятый итальянскими кинематографистами «Ад» по одноименному произведению Данте Алигьери.
Также заметным представителем пеплумов данного периода я бы назвал огромное кинополотно «Нибелунги» немецкого постановщика Фрица Ланга. И в отличие от «Ада» эту картину можно с удовольствием посмотреть даже сегодня. Кстати, «Нибелунги» были любимым фильмом Адольфа Гитлера.
Впрочем, действительно широкое развитие жанр пеплум получил в середине ХХ века в Соединённых Штатах. Именно данный период следует рассматривать как классический и основной. Все главные черты появились именно тогда. И здесь нужно упомянуть два ключевых фильма.
Пеплум фильмы, список ярких представителей жанра
Фильм «Бен-Гур» 1959 г.
«Бен-Гур» (разумеется, версия 1959-го года), пожалуй, самый главный представитель направления вообще. Сразу стоит упомянуть, что это один из трёх фильмов в истории человечества, получивший 11 Оскаров (два других: «Титаник» и третий «Властелин Колец»), и единственный, получивший столько статуэток, среди которых одновременно как технические, так и творческие номинации.
Режиссер Уильям Уайлер рассказал масштабную историю о предательстве, мести и религии, поместив ее в реалии Древнего Рима. Главного героя Иуду Бен-Гура подло предает лучший друг, римский трибун Мессала — по идеологическим причинам самого Бен-Гура он отправляет в рабство на галеры, а его семью заточает в темницу. Пытаясь спастись и отомстить, Бен-Гур проходит через различные страдания, оказывается в большом количестве стран, и меняется, как личность.
Параллельно с этим развивается второстепенная линия, связанная с Иисусом Христом, появившимся в этим времена. Сам Христос оказывается в кадре редко, и только фигурой, но его присутствие ощущается постоянно.
О ремейке в исполнении Тимура Бекмамбетова я говорить не хочу. Всё равно, что обсуждать ремейк «Крёстного отца».
Фильм «Спартак» 1960 г,
«Спартак» — второй в нашем списке, во всех отношениях любопытный проект.
Во-первых, через него в большую голливудскую тусовку попал еще молодой Стэнли Кубрик (он не считал проект авторским из-за большого количества студийных ограничений). Во-вторых, сценарий к нему писал Далтон Трамбо, сценарист открытых коммунистических взглядов, находившийся в голливудском «чёрном списке». В-третьих, из-за огромного бюджета между продюсерами (среди которых и звезда Кирк Дуглас) возникали постоянные разногласия. Всё это породило своеобразный результат.
В сценарий закралось довольно большое количество марксистских идей (Трамбо постарался) — здесь и классовая вражда (рабы-рабовладельцы), и расизм, и жажда власти. Однако есть и любовь с дружбой (в том числе даже намёки на гомосексуализм). При этом всё в красиво и качественно воссозданном антураже Римской Империи.
Полагаю, не стоит вдаваться в подробности сюжета — очевидно, что кинолента с названием «Спартак» рассказывает о восстании рабов и гладиаторов под предводительством некоего Спартака. =)
Благодаря этим двум фильмам (и другим аналогичным) установилось несколько характерных черт жанра пеплум:
- Героика (главный герой всегда должен сражаться за правое дело)
- Охват широкого количества тем (сюжет должен быть многоуровневым, поднимать не один или два вопроса, а целый ряд)
- Воплощение определенной исторической эпохи (обычно Древней Греции или Рима, но совсем необязательно)
- Яркое визуальное решение (широкие, насыщенные деталями кадры; огромное количество массовки; сложные костюмы и т. д.)
- Чувство эпического (взвинченный до огромного эмоционального напряжения градус происходящего)
Я не зря выделяю последнюю черту.
Эпическое – основа основ пеплума.
Действо, разворачивающееся на экране, должно иметь огромный градус эмоционального напряжения. Это берет начало еще в литературе – конкретно в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в которой даже гибель обычного воина выглядит, как нечто невероятно величественное.
Типичный пример такого градуса – сцена из мини-сериала «Одиссей» Андрея Кончаловского, где герой Арманда Ассанте (собственно Одиссей), стоя перед огромным морем, кричит на Посейдона, скрывающегося где-то в волнах. По сути, мужчина просто стоит на берегу и кричит на чистую воду, но в этом есть настоящий накал – уровень драмы выходит за пределы обычных бытовых проблем, он приобретает космические масштабы. И без этого нельзя помыслить пеплум.
Но фильмы подобного толка были слишком дорогими и далеко не всегда гарантировали кассовый успех в 50-60-е годы. Поэтому, в конце концов, после картины «Клеопатра» производство пеплумов в Голливуде затихло на долгие годы.
Фильм «Гладиатор» 2000 г.
Возродился интерес только с выходом легендарного «Гладиатора» в 2000-м году. По сути своей «Гладиатор» продолжил традиции, заложенные «Спартаком» и «Бен-Гуром», но сделал это более современно, в стиле более нового типа голливудского блокбастера, с более эффектными сражениями и насилием.
Плюс, после прекращения действия Кодекса Хейса (который запрещал американским кинематографистам поднимать в кино многие спорные вопросы), у создателей оказались развязаны руки. Поэтому в «Гладиаторе» Ридли Скотт добавил и намёки на инцест, и убийство детей в кадре, и прочие прекрасности.
В целом, «Гладиатор» вполне достоин своих предшественников — я полагаю, что он почти так же великолепен, как и «Бен-Гур».
Успех картины Ридли Скотта породил кратковременную моду на пеплумы в начале XXI века: «Александр», «Троя» (хотя я не считаю ее пеплумом из-за полной несостоятельности чувства эпического, а также пошлейшего обращения с «Илиадой»), «Царство небесное» (редкий случай американского пеплума, где действие происходит не в античности, а в Средние века).
Совсем недавно тот же Ридли Скотт решил повторить опыт работы в этом направлении, и сделал «Исход» — историю про Моисея в Египте.
Тем не менее, жанр всё равно не закрепился надолго, и довольно быстро его вытеснили экранизации супергеройских комиксов. Возможно, это связано с тем, что пеплум, хоть и является массовым жанром, всё-таки ориентирован на взрослую аудиторию.
Вы спросите, какого чёрта целую статью мы говорим о Голливуде? Неужели только центр демократического мира снимал пеплумы? Ведь они начались в Италии, как было сказано сначала! И действительно. Стоит посмотреть на другие страны.
Италия, к сожалению, в середине ХХ века избрала путь копирования американского кино, только в удешевленном варианте: «Подвиги Геракла», «Троянская война», «Последние дни Помпеи» и т. д.
Также внезапно отличились румыны, сделав фильм «Даки», «Колонна» и «Битва за Рим».
Но далее наша несколько растянувшаяся статья сделает резкий поворот, которого от нее никто не ждет. Я приравняю к пеплумам то, что обычно приравнивать к ним не принято.
Фильм «Тень война»
Сначала я хотел бы упомянуть Акиру Куросаву и его пеплум «Тень воина».
Сюжет разворачивается в XVI веке, во времена японских междоусобных войн. Один из местных правителей погибает от ран, но его фигура оказывала огромную моральную поддержку войскам и населению. Тогда смерть правителя скрывают, а на его место сажают уличного ворюгу, как две капли воды похожего на правителя. С течением времени характер ворюги меняется. Он будто чувствует некоторую моральную связь с тем, кто должен занимать это место по праву.
Почему это пеплум с моей точки зрения? В нём учтены все признаки, о которых мы говорили выше, кроме, разве что, героики. Но главное — то самое чувство эпического в нём присутствует (в отличие от той же «Трои», что делает «Тень воина» куда большим пеплумом). По значению и мощности, я бы сказал, что «Тень воина» — это японский «Бен-Гур».
Фильмы жанра пеплум в нашем кинематографе
И, наконец, теперь обратимся к пеплумам, произведенным на территории России и СССР.
Их у нас было не так уж много по нескольким причинам (не смотря на нашу очень богатую историю), но те, которые были — действительно великолепны.
Самым главным создателем пеплумов в СССР я считаю Сергея Эйзенштейна (да-да, режиссера легендарного «Броненосца «Потёмкина»). Во время работы в звуковом кино Сергей Михайлович обратился к историческим темам. Конечно, это было обусловлено политикой (при товарище Сталине делать такие фильмы являлось в некоторой степени безопасным занятием), но думаю также и в целом большой тягой Эйзенштейна к эпическому. Так в 1934-м году появляется «Александр Невский».
Эйзенштейн рассказал зрителям о новгородском князе Александре, успешно сразившемся с германскими захватчиками на Чудском озере (параллельно, кстати, создал миф о том, что они ушли под лёд).
Кроме собственно исторической темы картина содержит линии дружбы и любви, а также однозначно противоборства различных идеологий.
Свое развитие эти эксперименты получили в картине «Иван Грозный», задуманной в трёх частях (сняты были только две, причем вторая серия была забракована лично товарищем Сталиным и не вышла в прокат до хрущёвской оттепели). В фильме масштабно показана история становления и трансформации личности в истории, ее взаимоотношения с народом. Вообще для русских пеплумов характерна тема народа — возможно, это связано с нашим менталитетом.
«Иван Грозный» был одним из любимейших фильмов Чарли Чаплина, и вообще за рубежом считается культовым явлением, в отличие от современной России, в которой подавляющее большинство людей его никогда не видели. Что прискорбно.
Другие очень заметные и качественные советские пеплумы: «Король Лир» Козинцева (экранизация Уильяма Шекспира) и «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского.
Более поздним примером я бы назвал сериал «Ермак». Но с ним есть ряд проблем. Главная из которых — развал страны (конец Советского Союза) прямо во время производства.
Вся политическая (а значит, и экономическая) неразбериха сработала картине в минус, и она производит впечатление фильма, порезанного на части. Каких-то эпизодов физически не хватает, какие-то будто доделывались в спешке. Из-за этого огромный потенциал был растерян.
В качестве отдельной черты русских пеплумов я бы назвал во многих случаях потерю героики (не всегда главное действующее лицо совершает подвиги — часто оно либо просто наблюдает, либо старается выжить в обстоятельствах), но гораздо большее участие начинает играть окружающий мир и народ.
Итак. Время подводить итоги.
Жанр пеплум для сценариста — безусловно, орешек очень интересный. Но очень крепкий. Далеко не каждый сценарист справится с таким тяжеловесным материалом — это, во-первых. Во-вторых, бюджет, который требуется для реализации практически любого пеплума, существует только в рамках крупных студийных производств, потому для независимого кино совершенно не подходит.
Тем не менее, я считаю, что важно знать принципы, по которым пеплум строится, чтобы быть вооруженным профессионально. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Просто взял и обгадил «Трою» — один из лучших пеплумов в истории кино и по совместительству один из моих любимейших фильмов).
Не хотел задеть ничьи личные чувства.)
Кино, как и любое искусство — явление субъективное.)
С Илиадой как раз «обошлись» просто великолепно, по моему мнению. Упор на реализм, Боги только упоминаются в речах, а не летают с громами и молниями над стенами Трои).
Великолепно отображено «божественное» могущество Ахиллеса, основанное на уникальном боевом искусстве, интеллекте, характере.
Мне кажется, что и да, и нет. С моей точки зрения в кажущемся реализме есть проблемы — ведь гомеровский эпос строится на неразрывности жизней людей и богов. У Гомера боги такие же участники событий, потому что они отражают древнегреческое мироощущение. Потому с ними можно вступать в диалог — и они обязательно ответят. С ними можно общаться, как с обыкновенными собеседниками. Более того, они и друг с другом состоят практически в человеческих отношениях, и болеют каждый за свою сторону, будто футбольные фанаты. Божественное — неотъемлемая часть мира «Илиады».
Также, мне кажется, что у фильма очень серьёзные проблемы с кастингом. При великолепном Гекторе (пожалуй, лучшая роль Эрика Баны), присутствуют весьма спорный Ахиллес и совершенно неубедительный Парис. Трудно поверить в Ахиллеса с очень современной англосаксонской физиономией Брэда Питта (та же проблема была с восприятием Колина Фарелла в роли Александра Македонского) — в эллинском эпосе и герой должен быть эллином. Что касается Париса, то тут проблема Орландо Блума, который попросту не вытягивает роль (полагаю, он оказался здесь благодаря тому, что у Гомера этот персонаж мастерски владеет луком, а Блум только-только сыграл Леголаса во «Властелине колец»).
Так или иначе, позиции по «Трое» могут быть различные. И я искренне рад, если вы действительно получаете удовольствие от этой картины.)