Здравствуйте, дорогие друзья!
Будем потихоньку вносить разнообразие в формат нашего мероприятия. Кино – искусство синтетическое и самое позднее. Оно включает в себя и театр, и живопись, и музыку, и многое другое. Включает оно и литературу. И немаловажную роль в развитии кино занимает понятие экранизации. О каком литературном произведении сегодня практически невозможно говорить вне связи с экранным воплощением?
По-моему, это роман Марио Пьюзо «Крёстный отец».
Марио Пьюзо
Положа руку на сердце, пожалуй, стоит честно сказать, что американец итальянского происхождения Марио Пьюзо не то, чтобы по-настоящему великий писатель. Более того, он даже не слишком заметный писатель.
Он не может похвастаться величием Хемингуэя, жизненным опытом Буковски или коммерческим успехом Спиллейна (последний, кстати, откровенно говоря, слабый автор, но потрясающий мастер менеджмента). Но Пьюзо автор одного безусловного хита – и это роман «Крёстный отец». Мало кто читал или с интересом отзывается о других его романах: «Сицилиец», «Омерта», «Шесть могил на пути в Мюнхен» и т.д.
Лично я читал кроме «Крёстного отца» еще «Сицилийца» — и это просто проходная книжка. Может быть Пьюзо попросту однажды в жизни повезло? Давайте попробуем разобраться.
о книге «Крёстный отец»
Не так уж много людей найдется, кто хотя бы не слышал фамилию Корлеоне – фамилию, принадлежащую самой известной вымышленной династии гангстеров за историю. Но вкратце сюжет можно и вспомнить: история романа рассказывает о десятилетии из жизни семьи Вито Корлеоне, главы влиятельного Нью-Йоркского криминального клана.
У пожилого и мудрого Вито есть трое сыновей – Сонни, Фредо и Майкл, все с очень разными характерами. Вокруг семьи вращается огромное количество второстепенных персонажей (вроде адвоката Тома Хейгена или помощников Клеменцы и Тессио), и все они вовлечены в целую цепочку событий, связанных с коррупцией, убийствами, шантажом и прочими прелестями. Кстати, по признанию самого Марио Пьюзо, всё, что изображено в «Крёстном отце» найдено им в других литературных произведениях и фильмах, и сам писатель никогда не имел никаких контактов с мафией.
Успех книги во многом был обусловлен человеческим отношением автора к героям. То есть персонажи «Крёстного отца» не похожи на гангстеров из романов Ричарда Старка, которые целыми днями катаются на машинах, бьют людей и стреляют друг в друга. Здесь много внимания уделено иерархии, психологии, личным отношениям внутри семьи и с коллегами. К тому же, Марио Пьюзо удалось вложить в уста Вито Корлеоне огромное количество афоризмов, которыми вполне можно руководствоваться в жизни.
В подростковом возрасте я очень любил этот роман. Хотя сейчас, уже с нынешним читательским опытом, могу сказать, что это просто хорошая и крепко сделанная книга, не более того. Литературным шедевром я ее не назову сегодня. Но что обессмертило ее? Конечно же, фильм.
Фильм
Многими фильм «Крёстный отец» называется лучшим за историю человечества (я близок к тому, чтобы согласиться с данным утверждением). Как я слышал в одном документальном фильме: «Крёстный отец» — это «Звёздные войны» про гангстеров!». По значению – разумеется.
Молодой и никому не известный постановщик Фрэнсис Форд Коппола в начале 70-х получил постановку только-только вышедшего романа. Сам Коппола потом говорил, что если бы студия чуть-чуть подождала и поняла, что книга станет бестселлером, то никто никогда бы не поручил проект начинающему режиссеру.
Коппола сделал чертовски важное художественное решение – избрал семью главной линией. Отсек сторонние придатки сюжета (вроде изысканий Джонни Фонтейна) и полностью сконцентрировался на человеческих отношениях, вопросах преемственности, отцовства, любви и братства. Хотя центральной моральной темой фильма «Крёстный отец» я бы назвал развращение Майкла, младшего сына – его превращение из достойного, умного и честного молодого человека в акулу криминального мира.
Оживить эту историю Копполе помогли потрясающие актеры. Для Марлона Брандо роль Вито Корлеоне однозначно самая известная за карьеру. И для никому не нужной тогда талантливой молодежи фильм стал определенным толчком: Аль Пачино (Майкл), Роберт Дюваль (Хейген), Джеймс Каан (Сонни). Музыку был приглашен писать итальянец Нино Рота, всегда работавший с Федерико Феллини – и это также замечательное решение творческого гения Копполы, справедливо рассудившего, что для саундтрека требуется итальянский колорит.
Любопытную методику режиссер использовал для самой работы над текстом. Как он рассказывал в одном из интервью, он брал экземпляр романа вместе с карандашом, и прямо в тексте на полях делал множество пометок с мыслями, которые возникают в момент чтения страницы. Затем вырезал из книги страницы, на которых не было ни одной пометки, объединял исписанные и уже на основе этого сконструированного манускрипта вместе с Марио Пьюзо писал сценарий. Я когда-нибудь хотел бы испробовать данный подход.
О других принципах работы над сценарием вы можете прочитать на соответствующих страницах нашего уютного блога.
Что в итоге мы имеем? Культовый крепкий жанровый роман от некультового автора, который благодаря усилиям неизвестного режиссера подарил нам один из величайших фильмов в истории кино.
Круто, что такое случается, друзья! 🙂
Спасибо за внимание, всего доброго. Читайте хорошую литературу и смотрите отличное кино!