Впервые я попал в кинотеатр ещё совсем мальчишкой. До этого лишь слышал, что существуют такие удивительные места, где показывают кино на огромном экране. Но представить это 4-5-ти летнему ребёнку трудно. Родители повели меня в Новгородский кинотеатр «Россия», где бог знает, по какому случаю показывали «Золотой ключик» режиссера Александра Птушко. Черно-белая советская лента конца 30-х годов!
Естественно, мне, уже видевшему на видеомагнитофоне такие фильмы как «Терминатор» или «Робокоп», зрелище не показалось слишком впечатляющим. Но ощущение огромного экрана и тёмного зала я запомнил.
С тех пор кинопрокат в России сильно изменился, расширился (по сравнению с началом 90-х, разумеется), кинотеатры стали комфортными развлекательными центрами, на экранах в основном гоняют зарубежное кино. Да что говорить. Теперь существует огромное множество альтернатив. Видеокассеты с их плохим разрешением уступили место сначала более качественному DVD, а теперь и Blu-ray.
Активно развивается цифровое телевидение и просмотр видео посредством интернета. Пожалуй, можно уже сказать, что посещение кинотеатра, как уникального культурного мероприятия, навсегда кануло в лету. Я был такого мнения до недавних пор.
Однако однажды вечером гуляя по Московскому проспекту, я наткнулся на кинотеатр. Он привлек меня своим внешним видом – огромные колонны, высокие двери, всё это под широкой надписью архаичного названия «Дружба».
Располагался он в типичном сталинском доме, что завершало стереотипический образ советского кинотеатра. Времени туда заглянуть у меня не было, но я вознамерился разузнать позже, чем примечательно это заведение. И выяснил удивительную вещь – он принадлежит к сети из 5-ти государственных кинотеатров объединенных лейблом «Петербург-кино», которая имеет возможность (и пользуется ею) показывать с плёнки советскую и зарубежную классику.
Причем, не как «Аврора» на Невском за бешеные деньги и нерегулярно, а всего за 100 рублей и каждую неделю. Не долго думая, я отправился на ближайший же сеанс «Соляриса» Андрея Тарковского (1972-й год) в кинотеатр «Заневский» (в «Дружбу» мне было не слишком удобно в силу некоторых обстоятельств).
Должен признать, что я попал в самый необычный кинозал из тех, в которых я бывал. Словно отправился в 80-е годы СССР.
Кинотеатр «Заневский» — это абсолютный олд-скул
Скромное фойе, зеленоватые стены (словно в городской поликлинике), никакого поп-корна – разве что автомат с водой и газировкой. И два компактных зала с небольшими экранами. Кинозал, в котором должны были показывать «Солярис» открыто демонстрировал аскетизм. Почти полное отсутствие как такового дизайна возле экрана сочеталось с элегантными перилами по периметру амфитеатра с сиденьями.
Кроме меня на сиденьях устроились еще несколько молодых людей, но в основном зал заполнился зрителями среднего возраста. И даже с краешку пристроился какой-то старичок лет 80-ти с тросточкой – тоже пришел смотреть Тарковского.
Непосредственно перед показом с предисловием выступила женщина из петербургского киноклуба. А затем свет погас. Позади меня послышался треск плёночного кинопроектора. И без всяких трейлеров (я уж и не думал, что так сегодня бывает!) из динамиков зазвучал Иоганн Себастьян Бах, на экране засветились титры с именами актёров и названием картины. В этот момент я понял, что этот сеанс принципиально отличается от всех, на которых я бывал ранее. Чем?
Здесь всё было организовано так, чтобы дать мне понять – я пришел смотреть ФИЛЬМ, а не просто убить пару часов времени. В таком зале, при таких условиях, с такой публикой невозможно даже представить, что ты станешь жевать попкорн или обжиматься с девчонкой. Твое внимание полностью приковано к экрану. Ты находишься на культурном мероприятии.
Другой плюс, разумеется, в том, что зритель получает возможность увидеть старые фильмы такими, КАКИМИ ОНИ БЫЛИ ЗАДУМАНЫ. То есть – для большого экрана. Ведь сегодня, в век цифровых технологий, даже классику мы смотрим, как правило, на маленьких экранах, не имея возможности увидеть ее в кинотеатре.
Но на большом экране и монтаж, и операторская работа, и композиция кадра смотрятся совсем иначе. Я противоречиво отношусь к Тарковскому. Не смотря на огромную любовь к «Сталкеру» и «Андрею Рублёву», мне всегда казалось, что он излишне затягивает ритм. Но на сеансе в кинотеатре «Заневский» я понял, что это фильмы для большого экрана – там они выглядят так, как и должны.
Что касается самой организации процесса. Прелесть в том, что это происходит без всякого пафоса – скромно, камерно и дёшево. Таким образом, можно хоть каждую неделю смотреть какой-нибудь замечательный классический фильм (собственно, я и намереваюсь ходить на сеансы либо в «Заневский», либо в «Дружбу» с определенной регулярностью).
Замечательно то, что подобные организации всё-таки существуют. Это позволяет жить как классическим фильмам на большом экране, так и нам с вами смотреть их. Ложка дёгтя состоит в том, что раз в Питере всего пять таких кинотеатров, значит, во всей остальной огромной стране их практически нет. А зря…