Существует огромное количество классификаций, под которые разные специалисты пытаются подтянуть бескрайний диапазон созданных человечеством кинокартин. Наиболее распространенная из тех, что я слышал: деление на коммерческое и авторское.
Мне лично подобная типология кажется некорректной — получается, что размер кассовых сборов определяет подразновидность фильма.
Если посмотреть поверхностно — да, «Трансформеры» Майкла Бэя кассово успешны и не имеют серьезной авторской концепции, а «Кислород» Ивана Вырыпаева обладает мизерными сборами и авторской концепцией.
Но как быть, например, с «Пролетая над гнездом кукушки», абсолютно авторским проектом, собравшим в мировом прокате 108 миллионов долларов при бюджете в 3. Стал ли он от этого коммерческой поделкой?
Обратный пример — «Обитаемый остров: Схватка», являясь блокбастером, с треском проваливается в кинотеатрах, собрав всего 6 миллионов, имея стоимость более 20-ти. Становится ли он сугубо авторской лентой? Конечно, нет. Звучит, как абсурд.
я предпочитаю классификацию: жанровое кино, авторское кино, арт-хаус
Арт-хаус — это кино, построенное целиком на творческом взгляде режиссера, не привязанное к каким-либо ремесленным законам, ориентированное в основном на кинофестивали. Для рядового обывателя обычно такие фильмы выглядят странно, скучно и непонятно.
Как пример, «Белая лента», «Конспираторы наслаждений», «Танец Дели».
Авторское кино — кинематографические произведения, обладающие ярко-выраженной авторской концепцией, но при этом сделаны на более широкую аудиторию, чем арт-хаус, нередко хорошо демонстрирующие себя в прокате, как правило сделанные серьезными профессионалами.
Например, «Апокалипсис сегодня», «Криминальное чтиво», «Сибириада».
Жанровое кино — массовые фильмы, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, ставящие основной целью развлечение зрителя. Наиболее ремесленный тип кино (хотя это не значит, что жанровые фильмы никогда не несут какой-либо творческой концепции). Имеют довольно четкое деление на подразновидности. Примеров тьма — «Терминатор», «Хороший, плохой, злой», «Одиннадцать друзей Оушена» и т. д.
О жанровом кино я и предлагаю поговорить подробнее
Почему? Потому что если мы заглянем на страницы истории, то обнаружим, что именно жанровый кинематограф составляет индустрию любой кинодержавы.
Много кто говорит о величии итальянского кино в лицах Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Пьера Паоло Пазолини. Но действительно ли на них держалась индустрия?
Нет, основные доходы проносили вестерны Серджио Леоне и комедии Серджио Корбуччи — абсолютно жанровые картины.
То же самое происходило и во Франции, где вовсе не Годар и Брессон поддерживали кинематографию на плаву, а Клод Шаброль со своими криминальными историями и ему подобные.
Я считаю, что российская киноиндустрия сегодня стоит на коленях по причине отсутствия потокового жанрового кино. Обычно вместо него мы имеем откровенное отмывание денег, принимающее зрителей за идиотов (такие фильмы нигде не любят).
Потому крепкие ремесленные фильмы, как «Легенда №17» вызывают столь бурную реакцию у российского зрителя — на безрыбье и рак рыба.
Почему же жанровое кино столь значительно для процветания кинопроизводства?
На моей памяти каждый раз, когда я кому-нибудь из знакомых (не связанных с кино) рассказывал о том, что собираюсь делать фильм, первый же вопрос, который следовал: «В каком жанре снимаешь?».
Связано это с тем, что рядовой представитель аудитории хочет понимать, что примерно он получит. Определенность жанра — это свобода выбора в каком-то смысле.
Мы приходим в кинотеатр и видим целый список показываемых картин. Как нам определиться, на что мы хотим потратить два часа нашей жизни? Мы оцениваем постер, аннотацию и по ней, а также сокращенному названию жанра понимаем, хотим или не хотим ли отправиться на определенный фильм.
В странах с развитой кинематографией выбор очень велик. Регулярно вы можете получить по несколько боевиков, вестернов, хорроров, комедий, мелодрам и прочих за раз.
При СССР и его могучем производстве и прокате также присутствовал огромный выбор картин (специфические жанры также имелись — об этом поговорим как-нибудь отдельно). Но сегодня в современной России с этим туго. Выходит мало фильмов, хороших еще меньше, а жанровых из них вообще почти нет.
Почему-то в киношколах (это я говорю как человек, окончивший таковую) большинство преподавателей с презрением относятся к жанровому кино. Вам там все уши прожужжат про Тарковского и Феллини, но никогда не вспомнят про Спилберга или Гайдая. Отсюда возникает некоторый снобизм. А из снобизма вырастает нежелание многих талантливых людей делать жанровые кинокартины.
Однако если вы также болеете за российскую киноиндустрию, как и я, то предлагаю присоединиться к исследованию конструктивных особенностей разных жанров. подписка на блог попытаемся разобраться, что такое вестерны и мелодрамы, хорроры и приключенческие ленты, фантастика и пеплум и т.п.
Понятное дело, что материалов по этим вопросам на русском языке практически не существует, поэтому придется всё на своем опыте, путем проб и ошибок.
Но мы хотя бы попытаемся!