Прошу прощения за то, что частота выхода статей несколько снизилась — в данный момент я нахожусь в активной подготовке к съемкам нового короткометражного фильма.
Однако после некоторого перерыва предлагаю вернуться к статьям о непосредственном кинопроизводстве. Как обычно, я имею в виду в первую очередь практический материал для людей, занимающихся короткометражным, малобюджетным и независимым кино.
То есть, основной акцент делаю на том, что может извлечь полезного обыкновенный человек без связей в минкульте, продюсерских компаниях, а также не обладающий родственниками-миллиардерами. Поэтому в материалах имеются некоторые упрощения. Сегодня я хотел бы затронуть кастинг актёров.
Итак, для меня подбор актёров в картину — всегда воистину волнительный процесс.
Во-первых, я считаю, что именно воплощение актёром вымышленного сценарного персонажа есть лучшее выражение магии киноискусства. Ведь ты создаешь новый мир его законы, людей (или в некоторых случаях человекоподобных существ) в нём, их судьбы. И актёры как раз и вдыхают жизнь в созданных при помощи бумаги и ручки персонажей. Мне думается, это столь же похоже на колдовство, сколь мраморная статуя, вдруг ожившая и сошедшая с постамента, чтобы что-то нам сказать или показать.
Во-вторых, дело чрезвычайно ответственное и обязательно сказывается на финальном уровне кинокартины. Достаточно немного промахнуться с исполнителем важной роли (так называемый «мискастинг»), и фильму наносится серьёзный удар. Ошибочный же кастинг актёра на главного героя вообще способен погубить фильм (для примера — попробуйте представить себе Дэнни Де Вито в роли Терминатора 🙂 ).
Поэтому ни в коем случае нельзя относиться к делу халатно. Ведь в конечном итоге нас интересует максимально возможное качество фильма.
Для точного подбора исполнителей в большом кино проводятся кастинги. Как правило, там пришедшим актёрам предлагают отыграть какой-то фрагмент сценария или целую его сцену. Это всё, разумеется, фиксируется на видео, чтобы в дальнейшем режиссер и/или продюсер могли отсмотреть материал на холодную голову и выбрать лучшего кандидата. Бывает, что среди подобравшихся не находится действительно подходящего, и кастинг актёров продолжается.
Пробы в «Шерлока Холмса». Слева Александр Кайдановский, справа Василий Ливанов, в итоге исполнивший роль.
Кастинг актеров. Основные моменты
Стоит отметить, что в большом кино актёры и актрисы борются за оплачиваемые роли. После утверждения на роль последуют не только съемки и возможный дальнейший успех, но и денежный гонорар (солидный или не слишком). Но в короткометражном и безбюджетном кино вопроса гонорара, как правило, даже не поднимается. Актёр не получит никакой материальной благодарности за свой кропотливый труд. И тут всплывает целое море вопросов.
Первый — как в принципе заинтересовать актёра проектом?
У меня ответ один. Сценарий. Ваш сценарий должен быть действительно хорош и интересен. Там может быть любопытная концепция, какой-то жанр, может быть любопытные персонажи (а соответственно и будущие актёрские задачи). На большинстве своих короткометражек я работал с профессиональными актёрами, в том числе и из серьёзных театров, и всегда главным моим оружием по завлечению артистов был именно качественный драматургический материал.
Изначально на роль капрала Хикса в «Чужих» (режиссер Джеймс Кэмерон) был утвержден Джеймс Римар, но уже во время съемок стало ясно, что он не подходит. Экстренно заменили на Майкла Бина.
Второй — как мотивировать актёра прийти на бесплатные пробы в бесплатный фильм, по результатам которых его могут и не утвердить?
Многие мои коллеги проводили полноценные кастинги без какого-либо финансового обеспечения. Они объясняли актёрам, что им самим (режиссерам) необходимо понять своих персонажей, свою историю, и для этого нужно прислушаться к разным вариантам персонажа — потому и приглашаются актёры. То есть важно донести до актёра тот факт, что вы ни в коем случае не эксплуатируете труд бедного артиста — вы хотите заниматься искусством, и вам нужна помощь, однако вы не до конца еще представляете будущий фильм.
Одна моя одногруппница при подготовке своей короткометражной мелодрамы таким образом попробовала на роли чуть ли не всех актёров Санкт-Петербурга в возрастной категории 25-35 лет.
Хотя это не единственный путь. Я, например, предпочитаю выбирать актёра изначально по типажу с фотографий, затем сходить на спектакль и посмотреть работы в кино (если таковые имеются), после чего встретиться и пообщаться на тему ощущения сценария и персонажа. Если всё это устраивает и артиста, и меня — вполне можно посотрудничать.
Некоторые просто приглашают актёров посидеть в каком-нибудь кафе и разговаривают с ними о жизни, параллельно снимая исполнителя на видео, чтобы позже обратить внимание на психофизику, мимику, жесты, голос и т. д. Часто таким же образом подбирают исполнителей, если ведется работа с непрофессиональными актёрами.
Отдельным искусством являются пробы детей. Лично для меня это потёмки, и я могу рассуждать лишь теоретически, хотя опять же, есть коллега, которая прекрасно справляется с детьми и подбором их на соответствующие роли. Ребенка, я полагаю, надо попросить рассказать что-нибудь (стихотворение, сказку, историю), попросить решить задачку в уме, и пока он всё это делает, неотрывно смотреть за его поведением.
Молодой Андрей Кончаловский пробуется на роль Пьера Безухова в «Войну и мир» Сергея Бондарчука. В итоге роль сыграл сам Бондарчук.
Третий — как же всё-таки сделать выбор?
Выбор в любом случае будет субъективен. Конечно, очень важно и ваше собственное ощущение персонажа. Если всё внутри вас сопротивляется тому, чтобы конкретный человек исполнил роль героя, вероятно, он вам не подходит (хотя вполне возможно, что другой режиссер в этой же самой истории мог бы его использовать). Лично для меня значительным критерием является естественность поведения (выглядит на сцене и в кадре, как живой человек, а не как актёр, играющий роль), а также типажность.
Кто-то наоборот предпочитает неяркий типаж, но делает ставку на какое-то особенное внутреннее наполнение артиста. Стоит обратить внимание также на темперамент актёра — если в нем видно стремление командовать, исправлять вас или же чувствуется некое пренебрежение, возможно, стоит выбрать кого-то еще (хотя за правило подобный подход тоже брать нельзя — вполне возможно, что в процессе работы между режиссером и актером установится необходимая гармония). Ну и, так как речь идет о малобюджетном кино, есть сильная вероятность, что у актёра очень сложный график, что может сильно затормозить процесс съемок — об этом надо помнить.
Кастинг актёров может быть проведен и каким-нибудь иным методом. Но я точно не рекомендовал бы руководствоваться при утверждении исключительно собственным удобством (например, это ваши друзья, или они рядом живут, или просто они легче остальных согласились и т. д.), потому что это в конечном итоге может негативно сказаться на окончательном творческом результате.
Так или иначе, когда вы утвердите всех актёров, нарядите их в игровые костюмы и выйдете с ними на съемочную площадку, вы ощутите потрясающее ощущение оживляющей магии кино. И сможете воскликнуть, словно доктор Франкенштейн из легендарного произведения — «Оно живое!»
P.S.
В качестве дополнения предлагаю вам взглянуть на кастинг актёров в фильм «Крёстный отец».