Начать настоящую статью я хотел бы словами благодарности. Наконец-то, в последние пару месяцев, я стал получать регулярную и активную обратную связь со стороны читателей. И мне трудно объяснить, насколько это важно для меня — это значит, что я пишу не в пустоту, всё это кому-то нужно.
По крайней мере, я таю надежду, что мысли, которыми я делюсь на страницах данного ресурса, могут быть полезны. И, разумеется, чем более содержательной будет обратная связь — тем больших успехов мы сможем вместе добиться. Нынешняя статья — результат как раз подробного нашего общения.
Что ж, минутка сентиментальности закончена. 🙂
Наверное, я уже плешь проел всем на страницах этого блога со словами про важность сценария. И действительно, чего только мною не было сказано о процессе работы с ним. Однако почему-то мне в голову не приходило самое очевидное! Взять конкретные примеры существующих известных сценариев и разобрать их.
Это позволяет, во-первых, посмотреть на то, как реализованы хорошие сценарии уже снятых отличных фильмов, и понять, как оно работало на уровне текста. Во-вторых, можно наглядно посмотреть на формат написания киносценария (он принципиально отличается от формата написания литературного произведения), так сказать, по канону.
Вне всякого сомнения, я не такой безумец, чтобы приводить полный текст сценария в статьях. Поэтому резонно было бы отобрать какие-то отдельные страницы, сцены и посмотреть на них настолько детально, насколько позволяет формат интернет-блога.
Честно сказать, когда мне пришла в голову эта идея, я сильно загорелся ею. Захотелось чуть ли не в ту же минуту написать статью.
Тем не менее, пришлось взять некоторый пре-продакшн для материала. Почему?
С одной стороны, львиная доля сценариев зарубежных кинокартин не существует на русском языке — в сети их можно обнаружить лишь на языке оригинала. С другой стороны, нельзя же хаотично брать и переводить разные куски сценарного материала — нужна логика действия.
Потому для начала я отобрал несколько качественных англоязычных сценариев. Затем решил, что возьму наиболее выигрышные первые страницы и переведу их. Таким образом, мы получим развёрнутое дополнение к статье «Первая сцена». Там я говорил о своем взгляде на важность первого эпизода фильма в общих чертах. Теперь же я предлагаю рассмотреть, как в нескольких, проверенных временем картинах УЖЕ НАПИСАНЫ первые сцены. Фактически, эту статью можно было бы назвать «Как начать писать сценарий к фильму?».
Для статьи мною отобраны три киносценария. Они написаны разными людьми и в разное время, однако написаны в США (ибо там самая мощная сценарная школа в мире). Сценарии также имеют разный стиль написания и содержат в себе различный подход к формированию первой сцены.
Это сценарии фильмов «Мыс страха» (1991), «Рождённый 4-го июля» (1989) и «Апокалипсис сегодня» (1979).
Прежде, чем начнём, скажу пару слов об оформлении. К своему стыду я ни разу ни слова не сказал о том, как оформляется киносценарий по формату. Сейчас у вас будет наглядная возможность увидеть это своими глазами.
Как оформить сценарий фильма?
Сценарий всегда пишется в настоящем времени, большое внимание уделяется съемочным объектам и репликам персонажей, деталям. В заглавиях сцен пишут ИНТ. (интерьер – дело происходит в помещении) или ЭКСТ. (экстерьер – дело происходит на улице), название съемочного объекта и время суток. Различный подход у авторов к использованию больших букв.
Например, я использую ВЫДЕЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ только в случае, когда называю в действии имя персонажа (с таким же подходом написаны «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми и «Безумный Макс» Джорджа Миллера); кто-то обозначает ими движения камеры (вы увидите подобное ниже); кто-то выделяет какие-то важные действия или элементы сцены, на которые продюсер, режиссер и художник должны обратить внимание. В любом случае всегда большими буквами пишутся заглавия сцен.
Чтобы не путаться лишний раз в отступах и шрифтах, которые приняты за стандарт в оформлении — лучше просто используйте одну из программ для написания сценария. Например, Celtx (он бесплатный) или Fade in.
А теперь по существу.
«Мыс страха»
Автор сценария: Уэсли Стрик
Дата написания варианта: 1990
Аннотация:
Уголовник Макс Кэди выходит из тюрьмы, одержимый жаждой мести — он хочет воздать по заслугам своему бывшему адвокату Сэму Боудену, за то, что тот намеренно утаил от суда улику, способную изрядно сократить Максу срок. Под пристальным вниманием Кэди оказывается не только адвокат, но и вся его семья.
Я поставил «Мыс страха» первым, потому как считаю, что здесь продемонстрирована простая, понятная и безупречно работающая методика первой сцены — сразу заявить очень интересного героя (в данном случае скорее злодея).
Не скрою, пролог в виде размышлений девочки мне кажется не совсем удачным. Полагаю, он здесь находится, чтобы заявить общее ощущение тревоги, потому как на протяжении всего фильма Макс Кэди будет терроризировать семью Дэнни. Но следующий далее первый эпизод просто замечательно написан. Давайте разберёмся, что же Уэсли Стрик рассказывает нам на первых полутора страницах своего сценария.
Сначала нам показывают тюрьму и жизнь местных заключённых, а потом резко, на контрасте знакомят с героем — Максом Кэди, камера которого радикально отличается от всех остальных. Без лишних слов, наглядными ВИЗУАЛЬНЫМИ образами, сценарий рассказывает нам, что за необычный человек перед нами.
На стене у него висят портреты панамского диктатора; мировой оперной звезды; американского офицера, погоревшего на торговле оружием; и, наконец, одного из самых противоречивых философов в истории, развившего теорию сверхчеловека. А первое появление Кэди происходит в момент его занятий спортом. Из этого можно сделать интересные выводы о его характере — это человек жестокий и воинственный, но прекрасно образованный.
Далее нам показывают огромное количество юридической литературы — здесь мы, как зрители, должны отметить себе, что зачем-то Максу Кэди нужны энциклопедические знания в правовой сфере (конечно, далее по сюжету это сыграет не раз и не два).
В довершение, то, как Кэди выходит из тюрьмы — с гордо поднятой головой и как одинокий волк, очевидно, намекает нам на решительность его будущих планов. Ценность данной сцены состоит, кроме всего прочего, и в том, что из полутора страниц текста нет практически ни одной лишней ремарки.
Сценарист каждым предложением раскрывает нам важные сведения о Максе Кэди. Образцово-показательный текст. Если не знаете, как начать сценарий — это то, что доктор прописал. Как по учебнику.
Кстати, писать в тексте про перемещения камеры совсем необязательно. Лично мне это вообще кажется лишним, но это уже вкусовщина.
«Рождённый 4-го июля»
Авторы сценария: Оливер Стоун и Рон Ковик
Дата написания варианта: 1978
Аннотация:
Молодой парень Рон Ковик — настоящий патриот Америки. Он считает, что каждый должен отдать долг Родине, и защищать демократию по всему миру. Так он записывается добровольцем во Вьетнам. Реалии войны оказываются совсем не такими, какими он их рисовал в своих юношеских патриотических мечтах. Парень сталкивается во Вьетнаме с огромным количеством беспричинного насилия, а потом получает очень серьезное ранение, делающее его инвалидом. А в родной стране никому эти жертвы не нужны, там просто мирно живут люди. Лишь после этого у Ковика открываются глаза на то, что война — игры политиканов. Это меняет жизнь Рона.
Здесь подход авторов несколько более сложный, чем подход указанного выше Уэсли Стрика. В центр внимания первой сцены «Рождённого 4-го июля» ставится герой вместе с концепцией.
Про самого Рона в этой сцене мы мало что узнаём — он всего лишь ребёнок, играющий с друзьями. Но совсем не зря Стоун и Ковик (да, сценарий написан по реальным событиям, в том числе и самим Роном Ковиком) разворачивают действие первого эпизода во время детской игры в войнушку.
Бегают по лесу. Конечно же, это отсылка к будущему нашего героя — стоит Рону стать повзрослее, и он окажется за тысячи километров от дома во враждебных джунглях Вьетнама, и вокруг тоже будет бушевать война, только уже совсем не игрушечная. Не просто так здесь показано и событие с грязевой бомбой. Она сражает маленького Ронни, сбивает с ног — для ребёнка это довольно болезненно. Но самое главное здесь – это присутствие метафизики.
Вроде бы это просто разыгравшаяся фантазия мальчика — голос в начале, а затем и вовсе стреляющий по-настоящему игрушечный автомат. И мальчишки вокруг твердят «Ронни, ты убит!», «Ты умер!». Это довольно интересная метафора. Опять же это как репетиция всего того, что произойдёт с Ковиком позже — его ждёт падение на поле боя, тяжелейшее ранение, месяцы безысходного существования в госпитале для ветеранов Вьетнама.
Подобная методика написания первой сцены тоже отлично работает в вопросе как начать сценарий, но требует несколько большего внимания к концепции и не настолько прямолинейного подхода к повествованию.
Кстати, изначально я хотел рассмотреть первую сцену другого сценария Оливера Стоуна — «JFK» (про убийство Джона Кеннеди), потому как там чрезвычайно любопытное начало, напоминающее документальный фильм, но там было очень много текста, поэтому я решил, что уместнее будет обратить на него внимание, когда будем говорить о жанре политического кино.
«Апокалипсис сегодня»
Автор сценария: Джон Милиус
Дата написания варианта: 1975
Аннотация:
Капитан армии США Уиллард во время войны во Вьетнаме получает секретное задание — уничтожить американского полковника Куртца. По информации командования Куртц устроил в Камбодже настоящее царство насилия и ужаса, с кровавым культом личности самого себя. Для достижения цели Уилларду придётся пройти на боевом катере по реке вдоль линии вьетнамского фронта — и на этом пути он увидит всё безумие войны.
Это, конечно, высший пилотаж. Пожалуй, одна из лучших открывающих сцен, которые мне довелось читать. Кстати, в самом фильме, который сделал Фрэнсис Форд Коппола, в итоге данная сцена отсутствует — но предложен другой, не менее классный начальный эпизод.
Итак, что же Милиус тут интересного делает? Первое, что бросается в глаза — он вообще не прописывает в первой сцене персонажей. Здесь нет героев. В принципе, это просто отвлечённая сцена, полностью построенная на массовке и природе. Но она полностью держится на авторской концепции — поэтому она сохраняет интерес.
Вся суть «Апокалипсиса сегодня» — безумие войны. Люди сходят на ней с ума. На протяжении всего фильма герой капитана Уилларда (кстати, тоже не совсем душевно здоровый человек) будет сталкиваться с разными психами и наркоманами, которые в конец сбрендили. И первая сцена наглядно раскрывает перед нами карты — это что-то вроде наркотического прихода, бреда сумасшедшего.
Американские солдаты здесь представлены не то, как зомби, не то, как призраки, не то, как дикари. Причем, всё это вперемешку с типичными проявлениями янки — бутылки пива, надписи балончиком на каске, рок-н-ролл. Безумие, безусловно, подчёркивается финальным кадром с огнемётом, который погружает в пламя весь экран, и ремарками про первобытность природы вокруг.
Не даром один из вариантов сценария Джона Милиуса назывался «Психоделический солдат». И, кстати говоря, «Апокалипсис сегодня» — это не до конца верный перевод названия. Милиус использовал лозунг хиппи 60-х «Nirvana now!» (то есть «Даёшь нирвану!») и перевернул смысл, назвав текст «Apocalypse now» (то есть «Даёшь апокалипсис»), но это всё детали.
Я думаю, чтобы появилась такая сцена, должны сойтись звёзды. Но всегда нужно стремиться к совершенству. Если концепция вашего сценария очень сильна, важна и выражается стилистически на протяжении всего фильма, то, пожалуй, можно попробовать начать текст чем-то в этом роде.
И да, то, что в отобранном к этой статье списке сценариев два фильма про Вьетнам — это случайность. 🙂
Они всё равно очень разные.
Надеюсь, подобный опыт был интересен и поучителен. Да, конечно, формат требует внимательного чтения, и чтения большого количества текста. Но я действительно считаю, что научиться писать нельзя, если не набраться терпения, чтобы читать.
Даже я, когда переводил предложенные фрагменты сценариев с английского, очень многое для себя узнал в процессе — с каждым переведенным предложением чувствовал, как впитываю какие-то новые практически полезные знания.
Предполагаю, что я продолжу периодически разбирать те или иные фрагменты разных культовых сценариев. Может быть, почитаем, как большие мастера пишут экшн-сцены или, наоборот, сложные драматические актёрские эпизоды.
Если у вас есть какие-то предложения на этот счёт — пишите, обсудим.
А пока желаю удачи в будущих сценарных свершениях!