Разговаривая о подготовительном периоде в создании фильма, мы уже успели немного побеседовать о сценарии, синопсисе и раскадровке. С оператором, помимо раскадровки, конечно же ещё потребуется посвятить много времени подбору съемочной техники. Однако сегодня речь пойдёт не об этом. Стоит отметить, что с художником тоже требуется провести бок о бок довольно много времени, чтобы подготовить свой фильм к процессу производства. Одним из этапов такой работы нередко становится концепт-арт.
Для начала, конечно же, стоит сказать, что многие попросту не очень себе представляют, чем занимаются художники в кинопроизводстве. Некоторые, когда видят в фильме титр production designer (в российском аналоге «художник-постановщик») впадают в недоумение — а чего в фильме рисовать? Его снимать надо! Но они и не догадываются, какой огромный фронт работ стоит перед данными специалистами в кино.
Фактически, если взять всю совокупность художественной группы, то она полностью охватывает работу по предметному наполнению кадра: от общей цветовой гаммы и мест съёмок до костюмов, мелких аксессуаров и цвета обоев. И это действительно очень ответственная работа. Я всегда считал, что художник ничуть не менее важен, чем оператор. Помните яркие схематичные декорации из «Отеля «Гранд Будапешт»?
Или знаменитый образ Нео из «Матрицы» в его кожаном плаще и солнцезащитными очками с характерными овальными стеклами?
Это всё работа художников, которой нам необходимо коснуться. Мы в последующих статьях ещё поговорим и о костюмах, и о выборе объектов. Но сейчас концепт-арт.
Что такое концепт-арт?
По сути своей concept art — это эскиз, призванный продемонстрировать стиль и настроение фильма, а также визуально представить его идею. Если положить руку на сердце, то разработка концет-арта – вопрос необязательный. Многие проекты не занимаются им. Особенно короткометражные и малобюджетные. Тем не менее, я считаю важным рассказать о концепт-арте, потому что он действительно иногда может пригодиться.
Представьте себе. У вас есть отличный сценарий, в котором вы убеждены. Есть хороший оператор. Имеются соображения по актерам, которых вы хотели бы видеть у себя в кадре. В общем, вы полностью уверены в том, что получится классный фильм. Но у вас нет бюджета. Чтобы получить финансирование, вам каким-то образом нужно заинтересовать потенциальных инвесторов. Сценарий почти никто читать не будет, поверьте мне. Даже синопсис вряд ли. И то, если прочитают, могут увидеть его в совершенно ином ключе, отличающемся от вашей концепции.
Всегда лучше всего действуют именно визуальные материалы: эскизы, раскадровки, постеры, трейлеры. И в самом начале пути, когда еще ничего в проекте не состоялось, концепт-арт может быть крайне полезен, как инструмент демонстрации потенциала картины. Показывая несколько концепт-рисунков, вы говорите возможному партнёру: «Смотрите, как здорово это будет! Давайте сотрудничать».
В XXI веке для независимых кинематографистов открылась еще одна возможность найти средства на реализацию творческих идей – краудфандинг. Всяческие платформы вроде Kickstarter, Boomstarter, Indiegogo и другие. Они предполагают пожертвования со стороны пользователей. На каких основаниях незнакомый человек может пожертвовать вам 50 баксов? Если он заинтересовался проектом. И я убежден, что не последнюю роль в этом играют изобразительные материалы – в том числе концепт-арт.
К тому же, в сложных проектах, отличающихся визуальной насыщенностью (например, фантастика) концепт-арт часто помогает членам команды представлять себе в голове один и тот же фильм.
Яркие представители и примеры концепт-арта
В большом кино существуют специальные художники, занимающиеся именно концептами. Они общаются с режиссером и/или художником-постановщиком, после чего работают исключительно над данными эскизами. Есть несколько настоящих легенд, сделавших себе имя в этом ремесле – например, Сид Мид, Рон Кобб или Ральф МакКуори.
Однако на небольших проектах, конечно же, всем занимаются один-два художника. На моей «Долине прокажённых» и не состоявшемся «Следующем вечере» все эскизы, в том числе и концепты, рисовала художница Анна Мартыненко.
Давайте взглянем на классические примеры качественного концепт-арта.
Набор рисунков Ральфа МакКуори для «Звёздных войн» Джорджа Лукаса.
Или не менее знаменитые образцы концептов от Сида Мида для культовой кинокартины Ридли Скотта «Бегущий по лезвию»
Как можно заметить, рисунки красиво и наглядно демонстрируют, что это будет за проект в общих чертах и стилистическом направлении.
В качестве примера «дешёвого» концепт-арта, доступного для создателей короткометражного и независимого кино приведу работы Ани Мартыненко. Вот эскиз интерьера жилища Павла из «Долины прокажённых»
И если этот проект нам удалось реализовать, то следующие концепт-арты в ее исполнении останутся навсегда просто рисунками. «Следующий вечер» не состоялся, как фильм.
Что хочу сказать в качестве итога. Объективно концепт-арт действительно не совсем обязателен. Но я склонен полагать, что он способен сильно облегчить визуальное представление о фильме гораздо раньше, чем начнутся сами съемки. А если учесть тот факт, что эти эскизы способны помочь получить средства (или любую иную помощь) для реализации ваших идей – разве это не полезно?