Огромное число зрителей очень любит мелодрамы. Человеку свойственно любить и сочувствовать чувствам других. И фильмы жанра мелодрама здесь приходятся как нельзя кстати. Но далеко не все картины подобного направления искренни. Постараемся вспомнить, какие лучшие фильмы-мелодрамы мы знаем, а также, почему не всякое кино про любовь действительно содержит любовь.


Человеческая культура на протяжении всей своей истории обращалась к некоторому набору постоянных проблем. Отцы и дети, дружба и предательство, жизнь и смерть. Но есть и ещё один вопрос, поднимаемый художниками тысячелетиями – конечно же, это любовь.

Любовь сопровождает искусства с момента их рождения. О ней слагали песни, сочиняли пьесы и рисовали картины. Каждое новое поколение вновь и вновь пытается познать сущность любви. «Песнь о Нибелунгах», «Ромео и Джульетта», «Унесённые ветром», «Великий Гэтсби» и многие другие произведения пытались всё глубже познать сущность любви. Со своим появлением к исследованию «дел амурных» присоединилось и кино.

За свои 100 с лишним лет существования кино выпустило на свет целую массу великих произведений о любви. Любовная линия стала чем-то естественным для большей части кинофильмов. Однако любые ли фильмы жанра мелодрама действительно содержат любовь? Какие лучшие фильмы-мелодрамы подарило нам киноискусство? Об этом и поговорим в настоящей статье.

У каждого своя любовь

Во-первых, сразу же хочется оговориться, что не о всякой любви пойдёт речь в нашем материале. Есть любовь родительская или дружеская. Отдельного разговора заслуживает любовь к родине. Мы же поразмышляем именно над любовью интимной, которую и имеют в виду в большинстве случаев под этим словом.

Фильмы-мелодрамы – один из немногих жанров в кино, который никогда не терял популярности. Пожалуй, такой же стойкостью обладают лишь комедия и хоррор. Не мудрено: человек при любых условиях сопереживает другому человеку, способен ему сочувствовать. А мелодрама – наиболее чувственное кино из всех.

При этом любой, кто мало-мальски знаком с историей киноискусства, сразу же вспомнит, что образ любовных отношений на экране заметно менялся. Если поставить рядом «Касабланку» и «Мосты округа Мэдисон», мы увидим, что в первом случае любовь достаточно картинная, по современным меркам неестественная, в то время, как второй пример покажется нам весьма достоверным.

Однако благодаря умело использованному киноязыку, в обоих случаях мы проникаемся сопереживанием к отношениям главных героев.

Далеко не в каждом мелодраматическом фильме рождается искреннее чувство. Есть целая масса кинолент указанного направления, в которых с гораздо большим успехом можно говорить о спекуляции и вульгарном сентиментализме, чем о любви.

Любовь, как манипуляция

Десятки специальных тематических подборок из социальных сетей любезно предложат нам те или иные «лучшие фильмы жанра мелодрама». Принцип составления подобных списков представляется тайной за семью печатями. Рискнем предположить, что туда, как правило, попадают популярные у пользователей фильмы, в свою очередь взятые из соответствующих разделов «Кинопоиска» и IMDb. Можно найти много симптоматичных примеров: «Дневник Памяти», «Три метра над уровнем неба», «Сладкий ноябрь», «Спеши любить» и т.д.

Можно потратить достаточное количество времени на анализ каждого подобного фильма, но мы не хотим утомлять читателя – постараемся найти в них общие черты.

Именно картины такого пошиба создают у зрителя стереотипы о внешних элементах мелодрамы: симпатичные артисты, любовная коллизия, пылкие признания, милая музыка и красивые поступки.

Оттуда можно вспомнить массу эффектных эпизодов: страстный поцелуй под проливным дождём от Райана Гослинга и Рэйчел МакАдамс, поездки на мотоцикле от Марио Касаса и Марии Вальверде, Киану Ривз с завязанными глазами – всё это ярко, всё это запоминается. И, разумеется, вызывает умиление вперемежку с восхищением у женской половины аудитории.

Но появляется ли действительное сопереживание? Вряд ли. Потому что зритель становится жертвой безжалостной манипуляции. Можно назвать такие приёмы ударом ниже пояса.

Искреннего сопереживания с героями «Дневника памяти» или «Трёх метров над уровнем неба» установиться не может по причине… отсутствия там людей. Все действующие лица этих фильмов представляют собой грубо сколоченные функции. Мужчины в них красивы, умны и храбры одновременно – у них нет ни одного недостатка. При этом зритель на самом деле ничего не знает про этих героев. Чем они живут? Кем они работают? Какие у них мечты и цели?

Конечно, каким-то пунктиром могут быть обозначены отдельные детали, чтобы добавить персонажам хоть какой-то объём (так, можно предположить, что Джеймс Марсден из «Дневника памяти» занимается бизнесом, потому что сидит в каком-то кабинете, но больше никаких подробностей не предоставляется).

Однако в целом это не помогает им стать более живыми. Ибо они существуют с единственной целью – упорно любить героиню. Если возникает соперник, то он также не обладает внутренним миром и своей историей, и когда терпит закономерное поражение, его страдания обрывает монтаж – персонаж попросту испаряется, и мы никогда о нём не вспомним.

Всё это приводит к тому, что подобные фильмы жанра мелодрама показывают любовь вообще. Между вообще людьми. При общих обстоятельствах. Попутно устанавливая дешёвые штампы наподобие медовой музыки за кадром и солнечных лучей, пробивающихся сквозь волосы героини. Между тем, нам известно, что чувств вообще не бывает – они возникают на какой-то почве, развиваются под воздействием обстоятельств и окружающей действительности. А такое прекрасное чувство, как любовь рождается только между конкретными личностями.

Автор настоящей статьи приравнял бы столь вульгарные мелодрамы к кинематографу класса «В»: они мало чем отличаются от сотен слэшеров с маньяками и зомби, просто ориентируются на женскую аудиторию.

Таким образом, мы закрываем вопрос о мелодраме, спекулирующей на любви, и переходим к разговору по существу. Каковы качественные фильмы-мелодрамы?

Настоящая любовь

Примеров действительно замечательных картин мелодраматического жанра вполне достаточно. У них также есть ряд общих черт, и в данном случае, напротив, имеет смысл разбираться с определёнными примерами. Хочется вспомнить фильмы-мелодрамы разных режиссёров и различных эпох.

Начнём с проекта легендарного актёра и режиссёра Клинта Иствуда, для которого мелодрама – совсем нетипичный жанр. Однако он создал отличную любовную историю под названием «Мосты округа Мэдисон».

Майкл и Кэролайн, брат и сестра, приезжают в глухую провинцию США, в своё родовое гнездо в штате Айова, где только что умерла их престарелая мать. У каждого из них свои проблемы в жизни, оба состоят в браке и не слишком удачно. К ним в руки попадает дневник покойной матери, в котором рассказывается история давно минувших лет.

Когда-то, ещё в середине 60-х, когда Майкл и Кэролайн были детьми, их мать Франческа, женщина уже совсем немолодая, жила тихой и мирной семейной жизнью со своим мужем всё в том же штате Айова. Её супруг Ричард отправляется с детьми на несколько дней на сельскохозяйственную выставку. А Франческа случайно знакомится с пожилым фотографом Робертом из «National Geographic», прибывшим по заданию редакции, чтобы сделать снимки местных крытых мостов. Знакомство, начавшееся, как небольшая услуга (Франческа показала Роберту дорогу к мостам), развивается в роман. Роман людей, живущих вторую половину жизни и лишённых как юношеского максимализма, так и романтических иллюзий.

Пока Франческа и Роберт решают сложные вопросы внезапно возникшей любви, Майкл и Кэролайн, спустя много лет, пытаются пережить шок от «измены» матери и переосмыслить отношения в собственных семьях.

В глаза сразу же бросается вся психологическая конкретика обстоятельств. В каждый характер мы можем поверить. Персонажи здесь объёмны, похожи на людей из плоти и крови. «Мосты округа Мэдисон» лишены эффектных и красивых эпизодов, которыми изобилует «Дневник памяти». Но картина Клинта Иствуда дарит зрителю драгоценную возможность эмоционально сопереживать героям, почувствовать на себе и их любовь, и их трудности. Это многого стоит.

Другая картина, которую хотелось бы вспомнить, обращается к нам из эпохи «Нового Голливуда», когда американский кинематограф был смелым, чувственным и приближенным к человеку. Речь идёт о мелодраме Сидни Поллака «Какими мы были».

Этот фильм рассказывает историю о молодых людях Хабелле и Кэти, знакомых ещё со школьной скамьи. Ребята происходят из различных классов: он сын весьма состоятельных буржуа, она из бедной еврейской семьи. Он увлекается литературным искусством, она – левыми политическими идеями. Судьба сводит их снова, когда они уже немного повзрослели. И их любви предстоит развиваться на фоне бурных для Америки десятилетий, ознаменованных Холодной войной и гонениями на коммунистов. Как покажет опыт, различия в политических и общественных взглядах таят в себе большую опасность для хрупких человеческих чувств.

Драматическая история Кэти и Хабелла тоже обладает психологической достоверностью. И хотя «Какими мы были» славится знаменитой романтической песней Барбары Стрейзант «The Way We Were», и в нём содержится немало трогательных романтических эпизодов, он при этом не сваливается в манипулятивный штамп.

В качестве ещё одного положительного примера можно назвать «Приди и узри рай» британца Алана Паркера.

В фильме рассказывается о том, как в Лос-Анджелесе конца 30-х годов социалист Джек МакГанн устраивается механиком в небольшой кинотеатр, которым владеет пожилой японец-предприниматель. Там Джек знакомится с юной дочерью владельца заведения по имени Лили. Между молодыми людьми возникает симпатия, перерастающая в любовь. В конце концов, Джек и Лили женятся, не смотря на весьма неодобрительные взгляды родственников со стороны девушки. Но эти неурядицы покажутся новобрачным малозначительными в самом ближайшем будущем. В декабре 1941-го года Япония объявит войну Соединённым Штатам, напав на Перл-Харбор. После этого в Америке начинаются гонения на граждан японского происхождения.

Паркер помещает любовную историю в условия крайне сложных исторических обстоятельств, и это даёт сюжету необходимую глубину. Снова за каждым героем стоит целый комплекс событий, снова перед нами жизненная правда без фальшивого сентиментализма.

Если бы нужно было назвать лучшие фильмы-мелодрамы, то мы также бы назвали «Москва слезам не верит», «Любить человека», «Страх съедает душу» и многие другие. Так или иначе, можно резюмировать, что для любой хорошей картины очень важна не только собственно любовь (та самая любовь вообще), но и темао чём фильм. Потому что именно тема добавляет столь необходимую конкретику.

В «Мостах округа Мэдисон» темой является последний шанс (на любовь у пожилых людей). В «Какими мы были» — политические взгляды. В «Приди и узри рай» — расовая ненависть.

Тема важна для любого фильма, но в мелодраме она позволяет уйти от ужасающих искусственных штампов вроде поцелуев под дождём и демонстрации атлетичного мужского торса. Именно тема помогает нащупать настоящих людей, которые могли каким-то образом друг с другом познакомиться и за что-то друг друга полюбить.

Можно, конечно, сказать, что тогда мелодрама перестаёт быть мелодрамой и устремляется в сторону драмы. Но это уже терминологическая дискуссия, в данном случае не слишком интересная. Будет картина называться мелодрамой или отношенческой драмой – это совсем неважно.

Более значительно то, что не стоит бояться жанра из-за плоских стереотипов, навязанных проходной коммерческой продукцией. Для того чтобы сделать хорошую мелодраму, нужно найти тему и личность – живую, достоверную, понятную. И зритель с большим участием и интересом будет следить за каждым движением души персонажей. Потому что любовь между людьми прекрасна, она заслуживает быть воспетой в новых произведениях искусства.