Продолжаем беседы о разнообразных киножанрах. Казалось бы, уже увидел свет целый ряд статей: и боевики, и вестерны, и нуары. Однако всё это капля в море. Еще десятки жанровых разновидностей ждут, когда до них дойдет очередь.
Сегодня пришло время в беседу включаться любителям ультра-насилия, кровищи, расчленёнки, девичьих воплей и демонических маньяков. Дамы и господа, встречайте слэшер фильмы!
Что такое слэшер фильмы?
Слэшер будет первым среди видов фильмов ужасов (за ним с определенной периодичностью последует еще некоторое количество статей). На то есть причины. Во-первых, слэшер считается «низким» жанром — соответственно, в нем будет легче разобраться. Во-вторых, лично для меня это очень интересный подвид хорроров (horror – ужас с англ).
Чтобы сразу разрешить вопрос с определением термина, предлагаю следующее определение:
Слэшер — поджанр фильмов ужасов, ставящий в центр повествования маньяка, жестоко истребляющего молодёжь.
Существует множество других уточняющих признаков, но мы будем говорить о них ниже в подробностях.
Напомню самые известные примеры слэшеров: «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин».
Теперь, когда мы окончательно поняли, как вообще выглядит это животное, давайте заглянем на страницы истории.
Истоки слэшера
«Психоз» Альфреда Хичкока
Практически все современные ужасы, не связанные с вторжением инопланетных сил или мистики, связаны с картиной Альфреда Хичкока «Психоз» 1960-го года. Не стали исключением и слэшеры.
«Психоз» рассказывает о пареньке Нормане Бейтсе, который содержит придорожную гостиницу. Всё в нем хорошо — интеллигентный, скромный, симпатичный. (ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕР!!!!) Да только полный псих. Он держит мёртвую матушку у себя в подвале, беседует с ней и находится под её влиянием, а иногда переодевается в женское платье, натягивает парик, и режет в клочья заезжающих посетителей.
Здесь наметились тенденции, которые в дальнейшем присвоит слэшер: мужчина-маньяк, женщина-жертва, колюще-режущий предмет в качестве орудия убийства, психопатия.
Но для Хичкока гораздо важнее была детективная линия (кто убийца и почему?) и легкомысленная игра со зрителем (главная героиня умирает в середине фильма, через пару минут заявляется новый главный герой, который тут же гибнет через 10 минут). А что интересно слэшеру? Разумеется, развернуть всё это в сторону открытого насилия и брутальности!
По поводу самого первого слэшера идут споры. Кто-то называет «Чёрное Рождество» Боба Кларка (1974), кто-то «Хэллоуин» Джона Карпентера (1978). Хотя я бы добавил еще «Техасскую резню бензопилой» (1974) Тоуба Хупера — она вышла на 10 дней раньше «Чёрного Рождества».
Фильм Боба Кларка я опущу, т. к. он менее нагляден в качестве примера.
«Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера
«Техасская резня бензопилой» явилась переходным звеном между «Психозом» и «Хэллоуином». Тоуб Хупер, также как и Хичкок, взял за основу историю реально существовавшего психопата Эда Гейна, проживавшего в штате Висконсин.
Представленный джентльмен похищал женщин, расчленял, освежевал их, делал из кожи одежду и предметы быта. «Техасская резня» повествует о семейке людоедов, когда-то работавших на местной скотобойне. Младший из братьев по прозвищу Кожаное Лицо, вооруженный бензопилой, навсегда станет символом франшизы, и одним из самых известных маньяков в слэшерах.
В отличие от предшественника, молодой постановщик Хупер делает ставку на безжалостную жестокость. Компания туристов случайно попадает в дом зловещей семейки, после чего начинается тотальное истребление, в ходе которого выживает лишь одна девушка — так возникает один из важнейших признаков слэшера.
Так называемая «Последняя девушка» — морально чистая героиня, способная пережить весь ужас и, возможно, победить Зло.
В дополнение скажу, что «Техасская резня бензопилой» — крайне дешевый по полнометражным меркам кинофильм, и это тоже своеобразное правило. Подавляющее большинство слэшеров снимается в малобюджетных условиях независимыми режиссерами. Что делает его чуточку ближе к нам 🙂
«Хэллоуин» Джона Карпентера
Впрочем, окончательно заявил о приходе нового вида ужастика Джон Карпентер, сделав культовый на все времена «Хэллоуин». Это мой любимый слэшер.
Сюжет начинается с неожиданного убийства — в провинциальном американском городке Хэддонфилд шестилетний мальчик Майкл Майерс убивает свою старшую сестру кухонным ножом. Проходит пятнадцать лет. Старшеклассница Лори Страуд в Ночь всех святых собирается вместе с подругами подработать няньками. Она еще не знает, что давно упрятанный в дурдом Майкл волею случая сбежал, и направляется домой, в Хэддонфилд.
Карпентер сделал ряд действительно любопытных режиссерских решений, которые до сих пор эксплуатируются всеми подряд.
Во-первых, он лишил маньяка лица — Майерс во взрослом состоянии всегда появляется лишь в характерной резиновой маске (Кожаное Лицо тоже в маске, но в «Техасской резне» есть и другие психопаты, чьи физиономии представлены).
Во-вторых, более чётко наделил молодых людей, которым уготовано принять смерть от кухонного ножа, различными пороками — алкоголь, наркотики, сигареты, сексуальная распущенность. У всех последующих представителей жанра это превратится в правило — куришь, пьешь, занимаешься сексом, принимаешь наркотики? Неминуемая смерть!
Во-третьих, что, конечно, самое главное — режиссер отнял у Майкла личность. То есть никто не объяснит нам характер психопата, причины его поведения, истории содержания в психбольнице. Никаких эмоций. Только бесчувственная маска и уверенная грубая пластика. Даже психиатр доктор Лумис, преследующий Майкла, постоянно повторяет: «Мы имеем дело с чистым Злом!».
И что бы мне не говорили зануды от кинодраматургии, я считаю, это придумано великолепно. Непознаваемость тёмных сил пугает нас — это первобытное чувство. Примерно то же самое, что всматриваться в тьму. И хотя законы драматургии требуют от нас внятности характера, в данном случае отступление идёт лишь на пользу. Оно работает на достижение эффекта ужаса, что в конечном итоге, самое важное в фильмах представленного жанра.
Отдельного упоминания заслуживает потрясающий саундтрек, который Карпентер сам наиграл на синтезаторе — по-моему, это величайшая музыка к хоррорам за всю историю существования кинематографа.
Что объединяет «Техасскую резню бензопилой» и «Хэллоуин», кроме маньяка в маске? Куча жертв среди молодёжи, праведная героиня, использование холодного оружия убийцей.
В общем, на двоих Тоуб Хупер и Джон Карпентер определили весь поджанр слэшера. Они были авторами, первооткрывателями. Что же началось дальше?
Эксплуатация
Когда «Хэллоуин» сорвал кассу, все сразу же кинулись снимать дешевые ужастики про маньяков. Их всплыла целая куча: «Школьный бал», «Незнакомец», «Мой кровавый Валентин», «1 апреля — день дураков», «Спящий лагерь» и т. д.
Как вы понимаете, большим качеством они не отличались. Просто бессовестно использовали наработки Карпентера, Хупера и Кларка. Разница в проектах часто заключалась лишь в дизайне убийцы и способах истребления населения (это отдельная дисциплина в слэшере — КАК будет убит персонаж).
Однако два фильма я бы однозначно отметил. Именно они стали лицом жанра в массовой культуре:
«Пятница 13-е» Шона Каннингема (в качестве маньяка — Джейсон, товарищ в хоккейной маске, вооруженный мачете) и «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена (небезызвестный Фредди Крюгер, являющийся подросткам во снах).
Я не могу сказать, что они являются хорошими фильмами. Я бы даже не назвал их средними. Поэтому всерьез я на них останавливаться не буду (разве что для общего развития скажу, что убийцей в первой «Пятнице 13-е» была мать Джейсона, миссис Вурхиз, а уже со второй части возник сам Джейсон). Тем не менее они добавили в жанр одну важную черту, которая никак не фигурировала ни у одного из основоположников — мистический элемент.
Оказывается, убивец вполне может обладать сверхъестественными способностями. К примеру, Джейсон Вурхиз — мертвец. Доподлинно известно, что он утонул еще в далеком детстве. Однако во второй части воскресает в виде прекрасно физически сложенного мужчины (в третьей части обретает каноническую хоккейную маску).
Фредди Крюгер также давным давно убит. Сожжён заживо родителями детей с улицы Вязов за то, что держал всю округу в страхе, умерщвляя подростков и малышей. Но смерть ни сколько не мешает ему материализоваться в сновидениях жертв и, пользуясь магическим пространством сна, нападать на бедняжек самыми неожиданными способами. Крейвен придумал беспроигрышный с точки зрения драматургии вариант — маньяк неминуемо достигнет героев, потому что сон нам необходим.
Жаль, что сценарный потенциал не реализован в полной мере. Кстати, «Кошмару на улице Вязов» еще можно сказать спасибо за Джонни Дэппа — именно там он впервые появился, во второплановой роли.
Во второй половине 80-х самые успешные проекты превратились во франшизы, и активно клепались сиквелы, а остальные просто повторяли друг друга, воспроизводя всё больше копий. Это неминуемо привело к вырождению.
Закат слэшер фильмов и новое дыхание
К началу 90-х поджанр можно было уже считать мёртвым. Дешевизна и простота привела к такому количеству низкосортных картин, что зритель в кинотеатре просто захлебнулся. А больших авторов, проявлявших интерес к направлению, на горизонте как-то не наблюдалось. Спасение пришло от того же Уэса Крейвена. Он решил, что самое время резко взять крен на пост-модернизм, и сделал ироничный слэшер, в котором маньяком был… любитель слэшеров! Думаю, фильм вы сами угадаете — он назывался «Крик».
С него и можно начинать отсчёт нового витка в развитии слэшера. С этого момента направление открылось самым причудливым вливаниям. Возможны смешения с любым другим жанром, игра со сложившимися стереотипами (вроде «последней девушки» или порочных жертв), возможна игра с личностью маньяка.
Особенности слэшер фильмов
Если всё же вывести общие признаки всего поджанра, то они будут выглядеть примерно так:
- Серийный маньяк с ярким визуальным образом (может быть в маске), вооруженный каким-либо инструментов или холодным оружием
- Возможно использовать нечто мистическое или непознаваемое в формировании образа убийцы
- Жертвы, как правило, молодые люди, причём, ведущие распущенный во всех отношениях образ жизни
- Главная героиня — приличная девушка, чистая телом и помыслами
- Важное место в сюжете занимают способы убийства
- Не нужно бояться внедрению в историю элементов из других жанров
- История может нарушать некоторые законы драматургии — например, в некоторых случаях можно не заявлять характер маньяка
Сегодня автор, сталкивающийся со слэшером, оказывается в двоякой ситуации. С одной стороны, жанр легко изучить вдоль и поперёк, даже есть невозбранная возможность начинять свою историю чуть ли не любыми дополнительными элементами. С другой стороны доверие и интерес к слэшеру уже несколько угас, многие приемы уже были использованы.
Отечественный сценарист получает бонусом еще один пакет сложностей: неотработанность ужастика на территории России, провальность предыдущих примеров («Путевой обходчик» и «С.С.Д.») и соответствующее недоверие российского зрителя. Поэтому подходить к написанию слэшера всё же стоит с умом.
Лично у меня имеется полнометражный сценарий слэшера с элементами полицейского фильма, и надеюсь, что рано или поздно мне удастся его реализовать.
Кто знает, может и у вас есть пара скелетов в шкафу, и вы мечтаете вытащить их оттуда, вручить по топору или бензопиле, и…