На минувшей неделе в славный город Санкт-Петербург приезжал легендарный голливудский сценарист и режиссер Брайан Хелгеленд. Обладатель премии Оскар за фильм «Секреты Лос-Анджелеса» (потрясающая картина, одна из моих любимых), номинация на эту же премию за «Таинственную реку» Клинта Иствуда, а также постановщик столь замечательных фильмов, как «Расплата» с Мэлом Гибсоном и «Легенда» с Томом Харди (вернее, аж с двумя Томами Харди!).
И 13-го ноября ваш покорный слуга имел честь оказаться в первом ряду на мастер-классе Хелгеленда в кинозале киностудии «Ленфильм».
Оговорюсь сразу, что Брайан Хелгеленд — пожалуй, самый уважаемый мною сценарист Голливуда на данный момент. Мои кинематографические вкусы чрезвычайно близки к тому, что делает Брайан. И я такой же поклонник романов Джеймса Эллроя, как и он (Хелгеленд сказал, что Эллрой — единственный человек, у которого он просил автограф).
Я немного волновался, когда шел на мастер-класс. В первую очередь опасался за то, что это будет скучно, и американец окажется занудой (такое произошло, когда я учился на первом курсе и отправился на творческую встречу с Рутгером Хауэром — невероятно унылый человек). Но слава Богу, мистер Хелгеленд меня не разочаровал.
Когда он стоял в кинозале и ждал, пока соберутся зрители, мне показалось, что он чувствует себя несколько растерянно. В глазах какое-то опасение. А может быть я принял сосредоточенность за опасение.
Так или иначе, свет погас, погрузив зал в приятный полумрак. Брайан Хелгеленд вместе с переводчиком располагался в большом луче света в нескольких метрах от меня. Он сказал, что за последние дни слишком много рассказывал о своей биографии, поэтому сейчас этого делать не будет.
При этом, всё равно кратко пробежался по основным моментам. Брайан родился в рыбацкой семье в штате Род-Айленд, США. И, естественно, никто не предполагал, что парень станет деятелем искусства.
Тем не менее, он закончил университет по специальности «литература» и… не смог найти работу. Работы попросту не было. На этой реплике он добавил: «Наверное, в России происходит то же самое», и весь зал горько посмеялся. И Хелгеленд принялся упорно ловить рыбу.
Несколько лет прозанимавшись этим промыслом, Брайан решил податься в киносценаристы. Закончил соответствующее учебное заведение, его дипломный сценарий даже выигрывал какие-то конкурсы. Хелгеленд подумал: «Ну теперь-то у меня точно будет работа!».
За ближайшие несколько лет он написал 6 полнометражных сценариев, и ни один из них не смог продать. Когда кто-то из зала спросил, на что же он жил, Хелгеленд ответил: «Опять ловил рыбу!». Ловил рыбу… Будучи профессиональным сценаристом в США. Вот вам и центр мировой киноиндустрии.
В конце концов, он решил пойти другим путем и принялся во всю писать ужастики — только тогда сценарии начали продаваться. Казалось бы, теперь должна начаться распрекрасная жизнь.
Но ждала новая проблема — теперь весь Голливуд воспринимал его исключительно как автора низкопробных хорроров, неспособного на нечто большее. Тогда-то он и принялся гоняться за студией Warner Bros., купившей права на роман Эллроя «Секреты Лос-Анджелеса». Хелгеленду очень нравилась книга, и он мечтал адаптировать ее для кино.
То, что ему и режиссеру Кёртису Хэнсону пришлось преодолеть, чтобы «Секреты Лос-Анджелеса» вышли на экраны — это отдельный долгий разговор.
Могу сказать только, что не обошлось без одиозных предложений со стороны студийных боссов, вроде объединения трёх главных героев в одного полицейского, которого сыграл бы Сильвестр Сталлоне.
Но, благодаря упорству и стечению обстоятельств сегодня мы имеем возможность смотреть такие прекрасные фильмы, как «Секреты Лос-Анджелеса», «Расплата», «Таинственная река», «Легенда» и другие.
Что главное я для себя вынес от встречи с таким режиссером, как Брайан Хелгеленд?
Нигде трава не зеленее. Нельзя пенять на Русь-матушку, что у нас здесь плохо развито кинопроизводство (хоть это и правдиво). Упорный и талантливый человек всегда пробьется. Всегда найдет способ сделать свой фильм. Как бы к этому не относилась общественность, и как обстоятельства не были бы обращены против него.
P.S.
О плохом. Киностудия «Ленфильм» лишний раз доказала свою организационную несостоятельность (это я говорю, как бывший сотрудник данной организации). С самого объявления о предстоящем мастер-классе Хелгеленда начались проблемы.
То билеты не купить (хотя о продаже на сайте уже сообщено), то «Секреты Лос-Анджелеса» на экране с торрентов запускают, то звуковые дорожки путают, то частоту кадров неверно выставляют. Позор. И это всё на глазах у знаменитого американского сценариста.