Пришло время написать, наконец, заключительную часть нашего разговора о том, что есть сцена в кино. Думаю, что ни для кого не станет откровением, если я расскажу, что идею недостаточно сформировать и предложить – в этом случае она останется лишь бестелесной идеей. Идею необходимо реализовать. И если в случае с писателем или живописцем всё гораздо проще с физической точки зрения, то кинематографиста ждёт куда более извилистый путь, потому как кино – искусство не просто высокотехнологичное. Оно также коллективное. Поэтому в создании кино огромную, чуть ли не решающую роль играет организация.

сцена в кино организация

Сценарист, когда пишет сценарий, часто не задумывается, как написанный текст позже будет переноситься на экран. И очень зря. Как известно, бумага всё стерпит, но нельзя качественно снять историю про далёкие галактики, если у вас бюджет в 20 тысяч рублей. Не даром режиссёр или продюсер, когда читают сценарный материал, обязательно делают пометки о том, какие могут быть сложности по ходу съёмок.

Мы на страницах нашего блога преимущественно говорим о независимом кино, о короткометражном кино – там традиционно имеется страшный дефицит бюджетов. И не только. Зачастую в подобных фильмах режиссер и продюсер – это одно и то же лицо. Сопродюсером режиссер является практически в 100% случаев.

Несколько короткометражных фильмов я делал именно как режиссёр, но всё равно принимал активное участие в организационных процессах – иначе никак в силу очень ограниченного числа финансов и съемочной группы. Последний короткометражный фильм, «Серые дни», я делаю и как режиссер, и как продюсер в одном лице. И с некоторым понимаем могу судить о том, с какими элементарными огранизационными сложностями сталкивается кинематографист. Даже если картина очень маленькая и скромная, они практически наверняка возникнут.

Итак, помним, что у нас сцена в кино, да еще и не одна. Обязательно надо завести файл или отдельную тетрадочку (кому как удобнее), в которую будут занесены графики всех актёров и членов съемочной группы. Согласимся, что снимать сцену в день, когда не может оператор-постановщик, прямо скажем, трудновато.

Пожалуй, стыковка графиков – самое ненавистное лично для меня дело. Иногда приходится из-за графиков работать в совершенно безумном ритме или снимать подряд чрезвычайно сложные сцены.

Привожу простой случай из собственной практики. Актёр может сниматься с 15:00 до 17:00, затем уезжает на спектакль, и потом доступен с 23:00 до утра. После этого он будет занят в течение нескольких недель, и выцепить его станет невозможно на долгое время.

Какое решение в данном случае могут принять режиссёр и продюсер в качестве организаторов?

Только стыковать остальных под сцены с этим артистом конкретно в предложенное время, но при этом, чтобы зря не тратить вечер – на промежуток с 18:00 до 22:00 назначается съемка еще каких-нибудь эпизодов с другими исполнителями. Как итог — к утру вся съемочная группа выглядит так, словно её морили голодом и били палками. Но это плата за получившийся съемочный материал. Подобное происходит на протяжении съемок ПОСТОЯННО. Я хочу, чтобы читатель это понял.

Сцена в кино на уровне организации также требует и другого не менее важного процесса – подготовки объекта.

Что мы называем съемочным объектом?

Место, на котором будет происходить съёмка. Например, если у нас сцена в супермаркете, то супермаркет – это объект. Итак, разумеется, ясность с объектом в сцене должна появиться задолго до самого съемочного дня. Почему?

Нужно как следует посмотреть на него с оператором, по возможности раскадроваться и т.д. Отдельное внимание надо уделить и ясности в договорённостях со всеми, кто связан с объектом. То есть если, например, вы снимаете в офисе, в котором параллельно кто-то работает, нужно точно обговорить, что вы будете снимать, насколько вы будете шумными, сколько съемка примерно продлится по времени, а заодно выяснить, где в помещении находятся выключатели/розетки/удлинители, имеется ли возможность переставлять мебель и т.д.

Безбюджетное кино, к сожалению, часто очень плохо организовано, поэтому на объектах регулярно возникают конфликты.

Чего греха таить – я в этих вопросах совсем неидеален, и на каждом фильме из-за недостаточной проработки организационных моментов мне обязательно приходилось оказываться в ситуации, когда мои съемки мешали людям, раздражали их, срывали график и т.д. За это мне всегда очень стыдно, но каждый раз всё предусмотреть не удаётся. Однако, даже не смотря на это, надо, тем не менее, огромное внимание уделять организации объекта.

Отдельно следует упомянуть, что часто приходится снимать несколько сцен за день (практически всегда), и тогда необходимо позаботиться о том, как вся съемочная группа с техникой будет передвигаться от одного места к другому. Для этого, естественно, надо знать адреса, удалённость объектов друг от друга. Также тщательно это записываем, подсчитываем, сколько это выйдет по времени и деньгам.

На съемках «Серых дней» у меня получился некоторый лайфхак – нужно было снимать три сцены в автомобиле и у автомобиля вечером. Объекты не были определены заранее в силу того, что для автомобильных сцен объект в определенной степени вторичен – я рассчитывал на импровизацию. И в итоге, импровизацией дело и разрешилось. Мы катались на съемочном автомобиле с двумя актёрами и оператором по кварталу, искали яркие неоновые вывески, парковались под ними и снимали там сцену. Потом сразу же ехали дальше, находили новую вывеску другого цвета, и снимали под ней. Получилось три очень ярких эпизода, снятых буквально за пару часов, потому как объекты находились рядом друг с другом.

Если сцена в кино происходит на улице, то, совершенно очевидно, нужно следить за прогнозом погоды. Полагаю, всем ясно, что нельзя снять сцену яркого летнего счастья, если на улице ветер деревья из земли вырывает.  🙂

Немаловажным пунктом назову вопрос о питании. Если работа идёт целый день, то артистам и съемочной группе надо что-то есть. Я по своему опыту знаю, что режиссер на съемках может по двое-трое суток работать без еды, воды и сна – он до последнего атома заряжен энергией своего фильма, творческого процесса реализации своей мечты. Но это не оправдание голодовки на площадке.

Без еды работа становится менее эффективной, люди быстрее устают и медленнее думают. В наших же интересах, чтобы все были сытыми.

Честно говоря, я считаю, что предусмотреть абсолютно всё невозможно. В организации особенно. И сейчас, когда я пишу эти строки, я могу даже не догадываться, какие еще административные съемочные сложности могут возникнуть при производстве того или иного фильма. Но это не значит, что не нужно к ним готовиться. Режиссёр – это всегда человек, находящийся во всеоружии. В полной боевой готовности. Потому что иначе кино сделать нельзя.

Впрочем, я уверяю вас, организационная сложность съемки фильма – это совсем не повод для того, чтобы бояться связываться с созданием кино. Ведь в итоге это путь к воплощению вашей фантазии, ваших снов, ваших идей. Да, он труден. Но разве бывает иначе?