Некоторые фильмы снимаются за несколько дней, а на иные затрачиваются годы. Во многом это определяется внешними, объективными причинами. Но автор также вносит свою лепту в вопрос о том, с каким темпом предстоит снять фильм. И этому, казалось бы вторичному, но тем не менее, важному аспекту посвящена настоящая статья.


Когда какой-то храбрый человек задаётся целью снять фильм (будь то уже видавший виды профессионал или начинающий энтузиаст), ему предстоит столкнуться отнюдь не с одними творческими задачами. Более того, в самой производственной горячке, начинающейся после написания сценария, собственно творчества будет не так много. Мы нечасто на страницах Craftkino затрагиваем организационные, рутинные вопросы создания кино, хотя стоило бы обращать пристальное внимание и на них.

В настоящей статье хотелось бы поднять тему общих темпов производства фильма. То есть, насколько быстро или медленно снимается фильм.

Если положить руку на сердце и вспомнить случаи на практике, то можно сказать, что как правило, на скорость производства влияет бесконечное количество сторонних факторов – полностью их учесть на этапе подготовки невозможно. Однако сознательные действия режиссёра и продюсера (это может быть одно и то же лицо) способны ускорять или замедлять процесс.

Здесь я вынужден буду вновь обращаться к собственному режиссёрскому опыту, т.к. в своей практике легче замечать закономерности, к тому же, имеется точное понимание мотивов тех или иных действий. Впрочем, также я обращусь к практике мировой индустрии и некоторых моих коллег.

Как мы уже сказали, есть объективные факторы, влияющие на темпы производства. Например, картина, имеющая в своём распоряжении полноценный бюджет, а соответственно и возможность нанять большую команду специалистов (да и вообще платить зарплаты, арендовать помещения и технику на коммерческой основе и т.д.), обладает некоторыми защитными механизмами, позволяющими как следует спланировать график.

Если сотрудники связаны контрактами, то будут подчиняться составленному расписанию и вряд ли прогуляют съёмочную смену. Если с той или иной локацией заключён договор об аренде, её владельцы не могут передумать в последний момент и выставить съёмочную группу за дверь. Вернее, конечно, могут, и такое периодически случается, но влечёт для нарушителей куда более серьёзные последствия (в первую очередь, материальные), чем тогда, когда нарушаются неформальные договорённости.

В этом смысле, вне всяких сомнений, большой профессиональный кинематограф имеет преимущества.

С малобюджетным кино ситуация полностью противоположная. Отсутствие юридического закрепления отношений, устные договорённости, занятость всех членов съёмочной группы (от режиссёра до актёров) на основном месте заработка, бесплатные или условно-бесплатные локации способны растянуть создание даже недорогой короткометражки на месяцы – большую часть времени команда попросту не будет работать над фильмом в силу различных причин. Вообще, я вынужден признать, что в независимом производстве за творческий контроль, финансовую экономию и самостоятельность создатели расплачиваются в первую очередь временем.

В исключительных, особо сложных случаях, производство короткометражного фильма хронометражом 30 минут способно затянуться не только на месяцы, но даже на годы – подобные эксцессы мне также знакомы, хотя и не по личному опыту.

Но перейдём же к вопросу сознательного влияния на производственные темпы.

Скажем, автор картины не хочет торопиться – планирует всё расписать вплоть до минуты, вооружиться до зубов и снимать с ощутимыми перерывами. Подобный подход иногда используется от любви к перфекционизму или же стремления равномерно распределить нагрузку, чтобы не надрываться. И действительно, плюсами при медленной работе над фильмом будут именно возможность более взвешенного планирования, а также щадящий режим съёмочной команды (вряд ли кто-то надорвётся, заболеет, выбьется из сил и т.д.).

Но проявит себя и обратная сторона медали. Сильно растянутое во времени производство сбивает рабочий ритм коллектива – в перерывах команда как бы «выпадает» из общего процесса, теряет с ним эмоциональную связь. Особенно остро это сказывается на актёрах, которым приходится постоянно восстанавливать в памяти всё, что они делали до этого в кадре, и связывать это с предстоящими задачами – от этого возрастает риск нарушения достоверности персонажей.

Наконец, происходят чисто формальные накладки. Например, в моей практике был случай, когда артист между съёмками подстригся, и пришлось придумывать персонажу шапку, чтобы нейтрализовать несоответствие в облике.

Вдобавок к вышеназванному следует упомянуть возможное появление усталости самого режиссёра от своего фильма – что не может сказаться на конечном результате положительно.

Может быть, лучше создавать кино молниеносно? В какой-то степени именно это нам рекомендует делать Роберт Родригес, и большая доля правды в его словах есть:

«Как снимать быстро? Крутите все в уме, пока не убедитесь, что все схватили, затем снимайте, а потом забудьте. Вперед, не останавливайтесь. Помните, что фильм будет составлен из многих частей, что, добавляя множество деталей и мучительно переснимая каждую крохотную сценку, вы потеряете и время, и деньги. Надо привыкнуть к мысли, что вам придется жить с вашим первым или вторым отснятым вариантом, а затем заставить его работать в монтажной»

И, конечно, преимущества будут очевидны: ни команда, ни актёры не успевают выключиться из процесса; отсутствует мучительное ожидание, убивающее всякую инициативу; по ходу работы вполне может открыться второе дыхание, позволяющее сметать препятствия на пути. Да и расправившись с одним фильмом, быстрее можно приступить к созданию следующего.

Однако не всё так радужно, как может показаться. Мне часто приходилось видеть, как кинематографисты снимают фильмы так быстро, что даже не успевают остановиться на секунду и поразмыслить, что вообще они делают.

Сценарий пишется мгновенно и почти не редактируется – а впоследствии там оказываются логические или структурные дыры, размером с бульдозер. Сцены нередко снимаются, как получится, а не как того требует фильм. Монтаж делается за пару дней. На выходе получается фильм, буквально кричащий о своей сырости и недоделанности. И большинство зрителей, увидев его, лишь почешут в затылке и зададутся вопросом – неужели нельзя было получше всё отработать?

Конечно, создатели картины всегда могут сказать: «Смотрите, как много мы делаем фильмов!», на что, опять же, можно будет ответить: «И что с того?».

Кстати, даже сам Родригес этим грешит: далеко не всегда «бунтарь без бюджета» бьёт без промаха.

Как видим, у обоих подходов имеются свои значительные плюсы и не менее значительные минусы. И, не смотря на то, что это прозвучит до боли банально, нужно стараться нащупать золотую середину. Потому как лишнее ожидание смерти подобно, а на чересчур высокой скорости можно расшибиться.

Так или иначе, на этапе подготовки и организации следует биться за то, чтобы максимальное количество факторов были учтены в производственном процессе – тогда хлопот заметно поубавится вне зависимости от темпов.

Даже самым независимым и малобюджетным кинематографистам не стоит забывать, что кино – самое технологичное и сложное в организации из всех искусств.