Фильм — это рассказ истории при помощи изображения. И вполне естественно, что огромное значение приобретает композиция кадра в кино. В новой статье мы немного поговорим о том, что такое глубинный кадр, и как он помогает насытить жизнью экранное пространство картины.


Иногда мы забываем, что кино — искусство изобразительное. И как любому изобразительному искусству, ему свойственны особенности, связанные непосредственно со зрительским восприятием. Одной из важнейших таких особенностей является понятие композиция кадра, в кино не менее важное, чем в живописи или фотографии. И к сожалению, далеко не всегда сегодня кинематографисты (как профессиональные, так и любители) уделяют ей достаточно внимания. Об этой проблеме стоит говорить, пробелы нужно заполнять. Но объять столь масштабную тему как композиция в рамках одной единственной статьи, конечно, невозможно. Потому в данном материале я предлагаю поговорить об одном из вариантов, который нам предлагает композиция кадра в кино — о том, что такое глубинный кадр.

Глубинный кадр открыт довольно давно, еще во времена Великого Немого, когда многие экспериментировали с положением камеры и компоновкой объектов перед ней. Поэтому уже в 30-е и 40-е годы ХХ века глубинный кадр применялся весьма активно и даже попадал в теоретические работы. Поэтому, чтобы не изобретать велосипед, за определением обратимся к книге Льва Кулешова «Азбука кинорежиссуры»:

«Часто используют такое определение, как «глубинный кадр», то есть кадр, взятый «в глубину» — перспективно, как бы состоящий из крупного или среднего на первом плане действия и общего или среднего на втором плане действия»

Классик подсказывает нам, что глубинный кадр — есть скомпонованные на разных уровнях крупности, вмещенные в один кадр.

Сам Кулешов в своем учебнике приводит следующие примеры:

В обоих примерах Лев Кулешов использует кадры с бойцами Красной Армии. В первом случае на переднем плане один красноармеец стоит спиной к камере и взят средней крупностью, а другие солдаты вытянулись поодаль, зафиксированные на сверх-общем плане.

Во втором примере композиция несколько сложнее. На первом плане, спиной к нам, стоит командир (заснят крупно), на некотором расстоянии, перед ним — красноармеец, которого аппарат снимает общим планом, наконец, шеренга его сослуживцев еще дальше, на сверх-общем. Оба примера вполне ясно передают суть понятия, о котором мы говорим в настоящей статье.

В первую очередь глубинный кадр призван показать объем экранного пространства. Ибо выставленные на разных планах объекты различного масштаба дают возможность победить визуальное ощущение плоскости, зачастую неприятное для аудитории.

Чтобы посмотреть, как это работает непосредственно в настоящем кинофильме, обратимся к двум примерам из классического и современного кино.

Для начала посмотрим на то, как решал один из глубинных кадров Сергей Эйзенштейн в знаменитой ленте «Александр Невский»:

В данном случае глубинный кадр разрезан монтажом, но снимался он точно единовременно. Я говорю о фрагменте, когда ратники Александра Невского выезжают из-за горизонта, а крестьяне вылезают из-под бревен. Здесь в перспективе одного кадра объединено сразу множество крупностей: от среднего до сверх-общего. Не зря Сергей Михайлович известен монументальным подходом. Он, словно архитектор, выстраивает каждый план, каждый объект и элемент таким образом, чтобы оказать на нас соответствующий пластический эффект. Перед зрителем возникает буквально ожившая живопись. Во многом именно подобные композиции помогают Эйзенштейну поддерживать чувство эпики, формировать ощущение значительности происходящего.

Современное кино также активно использует глубинные кадры. Предлагаю взглянуть на эпизод из фильма 2014-го года «Врожденный порок», снятого режиссером Полом Томасом Андерсоном:

Здесь мы видим открытое рабочее пространство полицейского участка. На переднем плане, в профиль, располагаются основные действующие лица: следователь Бьорнсен (Джош Бролин) и частный детектив Ларри Спортелло (Хоакин Феникс), также к ним присоединяется адвокат Санчо Смилакс (Бенисио Дель Торо). Казалось бы, сцена ничем не примечательная. Но для оживления внутрикадрового пространства Пол Томас Андерсон прибегает к использованию глубинного кадра, поэтому на заднем плане мы видим будничную работу полицейской конторы: секретари, клерки, другие следователи — все они занимаются какими-то рутинными делами.

Надеюсь, из приведенных примеров ясно, что глубинный кадр позволяет населить внутренний мир фильма жизнью, стать экрану осязаемым и убедительным.

Движение

Мы уже отметили, что кино во многом сходно с прочими изобразительными искусствами, однако есть черты, которые радикальным образом выделяют кинематограф. Практически все остальные изобразительные искусства статичны, в то время как кино оперирует движущимися визуальными образами. И движущаяся композиция кадра в кино обладает собственными специфическими требованиями. Глубинный кадр в свою очередь тоже может развиваться как в статике, так и в движении.

Это значит, что камера также может активно перемещаться, из-за этого глубинный кадр будет усложняться, обрастать новыми красками, и в какой-то степени сращиваться с внутрикадровым монтажом (о котором мы уже говорили в отдельной статье).

На каждом плане внутри кадра может развиваться собственная жизнь, могут добавляться новые объекты и т.д. Предположим, основное действие разворачивается на среднем плане, в это самое время что-то мелькает перед камерой на переднем плане и насыщенная жизнь происходит на заднем.

Пример подобной работы с глубинным кадром мы можем увидеть в культовой картине Фрэнсиса Форда Копполы о Вьетнамской войне «Апокалипсис сегодня»:

Пока полковник Килгор поет песни под гитару на общем плане, кругом кипит армейская жизнь. Кто-то курит и жжет костры, кто-то просто разговаривает, кто-то жарит барбекю. И это всё происходит как на заднем, так и на переднем плане от основного действия. Благодаря грамотно выстроенному глубинному кадру и едущей вдоль площадки камере Копполе удается ярко нарисовать быт солдат в далекой стране.

Похожий пример, хотя и куда менее масштабный с точки зрения использования массовки и всяческой военной техники, демонстрирует нам легенда спагетти-вестерна Серджио Леоне в картине «Однажды на Диком Западе».

Приведенный фрагмент сделан с использованием сразу нескольких глубинных кадров. Особое внимание нужно обратить на то, как организован кусок, когда бандиты стоят на первом плане (средне-крупно), на общем плане движется поезд, а затем, на сверх-общем становится виден одинокий персонаж Чарльза Бронсона (в фильме героя зовут Гармоника). Такой кадр вполне можно было бы снять статичной камерой, но тем не менее, если приглядеться, аппарат немного движется, помогая героям занять необходимое положение в кадре, чтобы получить нужную режиссеру композицию.

Глубинный кадр, скомбинированный с движением камеры и сложной мизансценой формирует перед глазами зрителя иллюзию настоящей жизни со всей ее полнотой, насыщенностью и увлекательностью.

Трудности организации

Конечно, глубинный кадр выглядит эффектно, дает насыщенность изображения и в целом работает на общий уровень картины. Но есть и ложка дегтя в бочке мёда. Такой кадр требует, во-первых, большой квалификации режиссера и съемочной группы (людям без опыта попросту сложно будет организовать нечто подобное), во-вторых, нуждается в дополнительных ресурсах (начиная от статистов, заканчивая дополнительным светом и съемочной техникой).

Значит ли это, что независимый кинематографист, создающий малобюджетный фильм, не может позволить себе снять глубинный кадр? Конечно, не значит. Это лишь повод решить проблему при помощи творческого подхода, с использованием подручных средств, особенностей имеющейся локации, подключением всех членов команды. Тем более, таким образом нарабатывается опыт и совершенствуются режиссерские навыки.

Надеюсь, для кого-то эта небольшая обзорная статья окажется полезной, и он будет использовать глубинный кадр в своей творческой практике, да и вообще вспомнит о том, что есть композиция кадра в кино. В конечном итоге, мы хотим научиться создавать хорошие фильмы, а оно невозможно без освоения широкого диапазона средств кинематографической выразительности.