Каждый, кто хотя бы раз в жизни был в кинотеатре, знает, что прежде, чем начать просмотр вожделенного фильма, придётся посмотреть еще ряд из пяти-шести рекламных роликов других кинокартин, прокат которых рассчитан на более позднее время.

Ролики эти называются трейлерами, что тоже ни для кого не секрет. Трейлеры создаются для того, чтобы привлечь внимание к будущему фильму, немного проинформировать и заинтриговать. Конечно, это не всегда получается, но сверхзадача именно такая. Однако дело в том, что на русском языке практически отсутствует какой-либо теоретический разбор понятия трейлер.

Как выбрать материал для него? Каким образом смонтировать? Что он должен нести? Все эти вопросы практически никогда не поднимаются. Я встречал лишь пару англоязычных книг. Поэтому настоящей статьей хочу рискнуть и поделиться своим пониманием природы понятия. Трейлер, что ты такое?

что такое трейлер?

Сразу хочется расставить главную точку над i. Я категорически против пониманиятрейлера, как просто смонтированных под музыку кусков видеоизображения.

Начинаю с этого, потому как регулярно приходится сталкиваться с подходом, звучащим примерно так – «Главное динамичненько намонтировать, музычку подложить, и станет круто!». Не станет. Будет просто мешанина под музыку.

Именно по причине такой логики многие трейлеры отечественных картин выглядят смешно или даже постыдно. Это сродни принципу создания российских блокбастеров: «Давайте бабахнем, как в Голливуде! Чтоб взрывы, графика, и саундтрек эпический!», а получается пшик, так как полностью игнорируется самое главное, на чём всегда держались лучшие представители американского кинематографа – сценарий.

Трейлер строится на целом ряде принципов, делающих его стройным монтажным произведением. Даже если я сам эти принципы выделяю неверно (что вполне вероятно, ибо за пределами моего внимания могли оказаться какие-то глубинные факторы), всё равно трейлер обладает собственными законами. Попытаемся их рассмотреть.

Первый и самый главный. Собственно, представление фильма. Зритель должен не просто узнать название картины и посмотреть на какие-то фрагменты из неё. Нужно, чтобы возникло понимание стиля фильма, его жанровой направленности и примерного сюжета. Для чего? Чтобы заранее сработать на целевую аудиторию – привлечь на сеанс тех, кому в потенциале картина может быть интересна, и отсечь людей, в принципе не смотрящих подобное кино.

И важно не обмануть зрителя. Приведу пример из собственного опыта: в 2011-м году «Древо жизни» Терренса Малика получило Золотую пальмовую ветвь.

Я прочитал аннотацию и посмотрел трейлер – у меня сформировалось вполне конкретное впечатление, что я увижу тонкую и психологичную семейную драму.

Когда я оказался в кинотеатре, довольно быстро почувствовал себя обманутым – рваное и путаное повествование, неясность, и появление космических кадров Вселенной с последующими «Прогулками с динозаврами» посреди фильма, наглядно продемонстрировали мне, что «Древо жизни» есть метафизическая притча.

В то время, как я шёл на семейную драму, в моей душе сразу же сформировалось отторжение картины.

Рассмотрим трейлер к фильму Джеймса Кэмерона «Чужие» (1986 год).

С первых же слов мы понимаем, что на экране увидим боевик: «Вы же хотите уничтожить их, да? Не изучать, не везти на Землю, просто уничтожить?», и следом же монтажный ряд показа тренировок бравых морских пехотинцев, летящего в космосе звездного корабля.

Жанр определён сразу же – фантастический боевик (даже для тех, кто не смотрел первого «Чужого», и вообще ничего не знает о франшизе).

Далее мы видим брошенную космическую колонию, и собственно, представление страшных инопланетян, в финале же трейлер демонстрирует чужого, которого мы не видели в первом фильме – Королеву.

Последний слоган: «Теперь это война» заявляет, что сиквел будет принципиально отличаться от первого фильма Ридли Скотта. С моей точки зрения, предложенным трейлером крайне сложно обмануться. Вы получите именно то, что материал преподносит, только в более полном и крутом ключе.

Как сделать трейлер?

Впрочем, недостаточно просто сделать понятный трейлер. Легко свалиться в скуку или блёклость. Поэтому тут мы подходим ко второму пункту, который я для себя выделяю.

Концепция

Это как сверхзадача для фильма. Хребет, вокруг которого трейлерное повествование будет строиться. Ведь полнометражный фильм идёт полтора-два часа, и в двухминутный ролик не получится впихнуть всё (да оно и не требуется). Также как если короткометражный фильм идет полчаса, то не зачем умещать все фишки в шестидесятисекундный трейлер. От чего и к чему будет стремиться трейлер.

Какие выигрышные черты будущей картины он будет выдвигать на первый план. Каким монтажным решением это будет выражаться. Тут, пожалуй, имеет смысл сразу перейти к примерам и посмотреть несколько разных трейлеров.

«От заката до рассвета» Роберта Родригеса. Все мы знаем, что это лихой фильм с зашкаливающей атмосферой крутизны и треша одновременно. И при монтаже трейлера создатели закономерно пришли к выводу, что имеет смысл стилизовать ролик под трейлеры 70-80-х годов, когда в рекламе жанровых фильмов всегда присутствовал смачный закадровый голос, пафосными репликами комментирующий происходящее.

Так и здесь: «Somwhere… In the middle of nowhere… ». Полагаю, это и стало концепцией – поэтому под трейлер подтянули все самые жанровые элементы: крутых грабителей, оружие, хлёсткие реплики, атмосферу дерзкого гангстерского фильма и трешового вампирского боевика. Заметим, что это никак не вступает в противоречие с принципом об обмане зрителя – здесь всё очевидно.

/
«Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Фильм вышел в 1966-м году, поэтому и трейлер его по сегодняшним меркам архаично длинноват – 3,5 минуты. Но нас интересует концепция. Здесь ставка сделана на жёсткое перечисление. Причем, большую часть трейлера оно идёт порциями по 3 штуки.

Сначала зычный голос говорит нам, чеканя реплики: «The Good… The Bad… The Ugly…», чуть позже: «The blue… The grey… The Civil War…», и так далее.

Трейлер будто впечатывает зрителю в мозг все элементы фильма, которые ему предстоит увидеть. И делает это очень по-мужски, очень прямолинейно и с едкой иронией. Соответственно, монтаж подчиняется этой концепции.

Перед нами трейлер чуть менее известного фильма «Бронсон» режиссера Николаса Виндинг Рефна. Так как практически всё повествование картины сосредотачивается на характере одного персонажа, трейлер пошёл тем же путем. Максимальный фокус на главном герое – взрывном и безумном зеке по прозвищу Чарли Бронсон (в потрясающем исполнении Тома Харди).

Бронсон в трейлере обращается к зрителю, смеётся, дерётся, поёт песни, и вообще чего только не делает. Остальных персонажей в трейлере практически нет. Зато всё это с большой долей сарказма приправлено контрапунктной музыкой и забавными титрами.

Можно найти великое множество примеров. Но важно определить концепцию в своем трейлере. Иначе у него не будет никакого ядра.

Наконец, третий принцип – это структура

Здесь, возможно, работает моё субъективное восприятие или святая уверенность в необходимости структурирования любого произведения, но мне видится, что трейлер не сможет захватить и увлечь зрителя без выдержанной схемы. И если проанализировать, то в целом, есть стереотипическое построение трейлера (с вариантами, конечно).

  • Трейлер начинается с открывающей сцены (под сценой понимается совсем необязательно целый эпизод – это может быть какой-то концептуально выбранный кадр или короткий диалог)
  • После происходит введение в основную тему фильма
  • Следом перечисление каких-то важных его особенностей (будь то сюжет; звёздный актёрский состав; персонажи или что-то еще – это вариативно)
  • Динамический блок (нарезка кадров в повышенном темпоритме)
  • Затем закрывающая сцена

Эти пункты могут переставляться или некоторые могут отсутствовать, но если вы пересмотрите даже те трейлеры, которые я приложил по ходу статьи, то сможете увидеть, данный подход к структуре имеет некоторые основания к существованию.

Может ли быть структура иной? Безусловно. Я считаю, что к трейлеру надо подходить также как к фильму – это творческий процесс. Поэтому экспериментирование вряд ли навредит. «Нужны новые формы!», как выражался Константин Треплев, герой чеховской «Чайки».

Лично со своего опыта добавлю, что за свою творческую деятельность мне пришлось смонтировать всего четыре трейлера, поэтому я в данном вопросе совсем неопытен. И как правило я монтировал трейлеры, не имея еще полного материала фильма на руках и практически никогда не обладая чистовым озвучанием, поэтому выкручивался, как мог, из-за чего иногда страдало качество или внятность. Впрочем, я буду стараться развиваться и в этом направлении.

Нужны ли трейлеры короткометражному кино?

Не знаю. Полнометражному они нужны однозначно, потому как полнометражные фильмы отправляются в прокат. Короткометражки же смотрятся на онлайн-платформах или фестивалях… Трейлер короткому метру может пригодиться в случае, если проект представляется через краудфандинг, и надо продемонстрировать аудитории материал. Или когда авторам требуется напомнить людям, что они есть, что они создают что-то, и в течение какого-то ближайшего времени даже можно будет что-то посмотреть.

Лично я монтирую свои трейлеры скорее для удовольствия, ибо в короткометражный трейлер, как средство реальной раскрутки не очень верю. Но я могу быть не прав!

Так или иначе, механику работы трейлеров нужно понимать, потому что в XXI веке они занимают огромное место в индустрии кинематографа.